Деревенская изба в библиотеке

«Можайская светлица» – необычный музей находится в поселке Можайское Спасского поселения. Располагается он в здании библиотеки.

Местные жители называют уникальную выставку «Светёлкой». В ее стенах полностью воспроизведен интерьер деревенской избы. В общей сложности в музее насчитывается более 50 экспонатов. Сейчас «Можайской светлицей» занимается заведующая местным библиотечным филиалом Ольга Царёва.

Деревенская душа

Именно деревенская душа подтолкнула жительницу поселка Можайское Надежду Смирнову к созданию столь колоритного музея. Сама Надежда Анатольевна родом из деревни Волково Грязовецкого района. А в Вологодский район переехала к мужу. Ее супруг Александр – из поселка Можайское.

«Я в огороде могу работать и корову умею доить. Мою деревенскую душу не вытравить», – рассказывает про себя Надежда Анатольевна. Женщина гордится своими корнями. Сейчас отражением ее любви к деревни стали народные песни, она поет в ансамбле «Морошка».

Мир старины

С полным правом музей можно назвать народным, потому что жители Спасского поселения приносят предметы, которыми когда-то пользовались их родные и близкие: утюги, жернова, прялки, коромысло и многое другое… Расскажем читателям газеты «Маяк» о некоторых из экспонатов.

Своя история и у подушки для кружевоплетения, набитой соломой. Раньше она принадлежала бабушке Ольги Царёвой – Анне Васильевне из деревни Владычнево. Анну Васильевну научила плести кружева ее мама, и это искусство полностью овладело женщиной. Она плела, еще когда трудилось дояркой. А с выходом на пенсию свободного времени стало больше. И Анна Васильевна устроилась в кружевную артель, которая находилась в селе Перхурьево. В артели Анне Васильевне предоставляли нитки и сколки – схемы для кружевоплетения. По воспоминаниям Ольги Царёвой, ее бабушка плела практически с самого утра и до позднего вечера.

Еще одним интересным экс­понатом в «Можайской светлице» является терка. Агрегат представляет собой деревянный корпус на ножках, внутри которого установлена металлическая деталь, которая и выполняет роль терки. Этот интересный экспонат в музей передала жительница деревни Каравайцево Елена Гужова. Этой теркой пользовалась еще ее прабабушка. Агрегат предназначен для перемола картофеля с целью получения крахмала. Терка приводится в действие ручным способом. «Пользовалась этой теркой и я. Конечно же, надо иметь силу в руках, чтобы на ней работать», – говорит Елена Владимировна.

«Еще один семейный предмет принес Алексей Чекмарев из деревни Ивановское, это мялка, которую сделал его прадед в 1910 году. С помощью мялки готовили льняное волокно для работы на ткацком станке, в результате оно становилось более мягким, – отмечает Ольга Царёва. – Алексей Александрович помнит, как мялкой работала его бабушка Агния Алексеевна».

Некоторые из экспонатов в «Можайской светлице» принадлежат родственникам создательницы музея Надежды Смирновой. Например, одну из «горок» смастерил дедушка ее мужа – Александр Смирнов. В «Можайской светлице» всего в экспозиции представлены три подобных экспоната 40–50-х годов из деревень Дмитриевское и Котельниково. Кстати, «горка» из деревни Котельниково принад­лежала семье местного поэта Николая Фокина. Она очень необычна: богато украшена резьбой, а дверцы нижнего и верхнего ярусов закрываются на ключ. На втором «этаже» горки также имеются полки разного размера на резных ножках. В свое время мастер на полках даже сделал отверстия для рюмок.

В музее хранится и прялка, украшенная традиционной грязовецкой росписью – круглыми цветами. Старинный предмет быта принадлежал бабушке Надежды Анатольевны – Клавдии Александровне.

Газетная зыбка

Когда жительница поселка Можайское Татьяна Смирнова посетила музей, то первое, что ей бросилось в глаза, это отсутствие зыбки – так называется подвесная или напольная качающаяся кроватка для маленького ребенка. Она сразу приметила это, потому что в ее детстве такая колыбель была. И Татьяна Михайловна решила сделать зыбку из газетных трубочек.

«Мне было интересно, что в итоге получится. Когда работала, то вспоминала, как в детстве качала в зыбке своего младшего брата. И надо сказать, что эти воспоминания грели мою душу, придавали сил, и работа шла намного быстрее», – говорит Татьяна Михайловна. Когда зыбка была готова, то мастерица ее покрасила. Теперь зыбка является одним из уникальных экспонатов музея, как и короб из бересты, который принесла Татьяна Михайловна. Этому изделию уже сто лет, когда-то короб принадлежал ее родственникам. Когда Ольга Царёва заглянула внутрь берестяной емкости, то обнаружила страницу газеты «Ведомости» с публикацией переписи «женского и мужского полу».

Язык узоров

Неотъемлемой частью музея является проведение интерактивных занятий. Темы затрагиваются самые разные: от фольклора до значения узоров и цветов на одежде.

«Я рассказываю посетителям музея о том, что по вышивке на костюме можно было, например, узнать о возрасте обладательницы, а также о ее социальном статусе. Вышивка черными нитками символизировала землю, что означало плодородие. Красные узоры символизировали солнце и означали достаток, изобилие, праздник. А если человек умел читать символическую вышивку, то мог узнать информацию о социальном статусе женщины и количестве детей. Значение имел и цвет платка, который носила женщина. Так, на голову первоначально всегда повязывался платок белого цвета, именно он выполнял роль оберега. И только уже потом следовал платок другого цвета. Многослойность одежды была свидетельством достатка в семье. Я считаю, что жители Вологодского района должны знать о традициях, – это корни, в которых наша сила», – заключает Ольга Ивановна.

Архив Ольги Царёвой

Поделиться этим материалом
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ РУБРИКИ