Ладные куколки

Народная кукла с давних времен служила разным целям: привлекала в дом любовь и достаток, хранила от бед, помогала в делах и путешествиях. Ценительница народной культуры Татьяна Каморина создала коллекцию кукол, одна другой краше. Они стали экспонатами выставки, прошедшей в Семёнковском ДК, полюбоваться плодами творческой работы могли взрослые односельчане и дети.

Татьяна Георгиевна 42 года посвятила Семёнковской школе, учила детей в начальных классах. К тому же больше 10 лет преподавала изобразительное искусство в старшей школе. Этот опыт пригодился, когда пенсионерка решилась воплотить давнюю мечту – создавать куколок.

«Знания применяла раньше на практике, но в другом направлении. Вела народоведение, потом истоки. В этих предметах содержатся сведения о народном костюме, традициях, народном календаре, домострое. Не потребовалось изучать по новой. Стала воплощать идею на практике год назад. Взяла учебник для школы искусств, освежила знания. Нашла детскую книгу для начинающих и стала делать. Так от куклы к кукле шла, сейчас применяю многие техники. Встречала отличные мнения по поводу значения кукол. Захотелось найти истину – разницу между тем, что сейчас выставляют в интернете, и тем, что на самом деле было нашим оберегом».

У каждого мастера свои задумки и стиль, но есть и такая неумолимая вещь, как каноны – хочешь не хочешь, а нужно следовать. Это необходимо, чтобы всё было по уму, как делали наши предки.

«Например, должен быть крест на груди, он делается из ниток. Женскому образу нужны длинные косы – у девушки одна, у женщины две: непокрытая голова – только у девочки. Интересует вопрос завязывания платка, у меня показаны все способы. Допустим, Покоснице уместно завязать платок назад, как косынку. Так не жарко и концы не мешают. Или рождественская кукла Благодать. Девушка выскочила ночью на улицу. Одета празднично, без верхней одежды, на ногах валенки. А голову просто накрыла платком или перекрестила концы на груди. Я не отхожу от канонов. Много в интернете всякого – и ножницами подолы отстригают, и на кукле шьют. Всё, что нужно отрезать, пришить или приклеить, – пожалуйста, но ни в коем случае не на кукле», – поясняет Татьяна Георгиевна.

Неразрывная связь души мастера с куклой

Процесс создания каждой тряпичной красавицы тонкий и кропотливый. Непосвященным кажется, да что тут стараться? Взял лоскут, закрутил, добавил деталей, вот и готово. На деле намного сложнее.

«На одну куклу уходит не меньше трех дней, а иногда и неделя. Сначала размышляешь над образом, подбираешь ткань, а этого не сделать «в голове», не держа лоскутков в руках. Вроде всё выстроишь, а положишь рядом – не подходит! Необъяснимым образом лоскутки сами подбираются, не только голова работает, а сердце подсказывает. Так увлекательно, будто кто-то помогает! Когда делаешь куклу, надо обязательно думать, для кого она и что ты от нее хочешь. Если ткань подобрана и образ уже сложился, тогда собрать воедино можно и за один вечер. Но желательно сесть и сделать от начала до конца, чтобы никто не тревожил. Я в такое время даже на телефонные звонки не отвечаю».

В коллекции Татьяны Камориной более 50 куколок. Изначально хотелось показать разные виды, собрать большинство существующих образов. А потом задуматься о том, что нужно лично для себя. Связь мастера с его творением проявляется и в том, чтобы на 100 % быть довольным работой.

«Если сделал куклу, но душа к чему-то не лежит, надо скорее исправить. Нельзя оставить, иначе это кукла-инвалид. Чем дальше делаешь, тем труднее завязать платок. Поначалу как завязал, так и завязал. Потом уже хочешь, чтобы смотрелся абсолютно симметрично с обеих сторон, чтобы задний кончик ровно лежал. Если завязался не совсем правильно, начинаешь перевязывать, так можно испортить кукле волосы. Переделываешь волосы, так можно исказить всю голову. Вот и переделываешь порой по три раза», – делится рукодельница.

О многообразии форм

Немало нюансов в подборе цветов и ткани. Обычно применяются нату­ральные – лен или хлопок. Из рисунков для наряда расцветки в горошек, полоску, клеточку. А вот платки – только однотонные. Найти хорошую ткань – на вес золота. Некоторые образцы хранились в семье Татьяны Георгиевны около века.

«Некоторые исследователи предлагают цвета не подбирать, а делать из сохранившихся частей старой одежды. Я делаю из новой ткани или той, что досталась от мамы и бабушки, они обе шили. Осталось много отрезов. Часть подарила швейбату, а подходящие по фактуре и расцветке, себе оставила. Подруги знают, что я делаю кукол, если находят стоящий лоскуток, мне дарят. Некоторые магазины торгуют лоскутами. И в других городах если вижу наборы, то обязательно покупаю».

В нарядах и атрибутах проявляется предназначение куклы, в каждой де­тали – особый смысл, но лиц вообще нет. «С чем это связано?» – пожалуй, самый популярный вопрос у обывателей.

«Сыздавна лиц не рисовали. Чтобы нарисовать, нужен большой художник. Может получиться хмурая, скучная, злая, кому такая нужна? Слишком веселая тоже не к месту. А еще безликие для того, чтобы не сглазили. Для души куклы делались».

Каждому своё

Делать оберег на заказ не принято. Татьяна Каморина говорит, если ее кто-то об этом просит, то она предлагает создать куколку совместно. Проводятся специальные мастер-классы для взрослых и детей: в Доме культуры, школе, садике. Малыши воспринимают такие уроки как забаву, но с определенного возраста начинают понимать сакральный смысл.

«Старшеклассники, глядя на Подорожницу (ее на фронт отправляют), задумываются, может, им тоже такая нужна в жизни? Молодые родители летом приходили парами делать обереги. Люди предпенсионного возраста увлекаются, у кого дети уже поженились или собираются. Бабушки создают и для взрослых детей, и для внуков. Среди бабушек есть те, кто ни во что не верит, приходит просто посмотреть на красоту. Спрашивают про значение каждой куклы, а потом говорят: «Вот бы мне в свое время такой оберег!» Но даже самый неверующий человек в любой момент способен стать верующим. Пословица про то, что утопающий за соломинку держится, к сожалению, очень часто срабатывает в жизни. Поэтому пока никто не заболел, никого на передовую не направили – ни во что не верю. А как что-то серьезное случилось, сразу готов на всё, лишь бы ситуация хорошо закончилась».

Поделиться этим материалом