Ненецкие традиции возрождаются в Вологодском районе
25 лет жительница поселка Алексино Семёнковского поселения Елена Чупрова вместе с детьми прожила в городе НарьянМаре Ненецкого автономного округа. Именно туда по распределению после окончания Академии МВД в Ленинграде был направлен ее супруг Григорий Иванович. За это время Елена Ивановна приобщилась к культуре ненцев. О традициях этого народа Елена Ивановна рассказала журналисту газеты «Маяк».
ЖИЗНЬ В НАРЬЯН-МАРЕ
Елена Ивановна настолько прониклась традициями ненцев, что, уже обосновавшись на Вологодчине, заказала у мастера изготовление их традиционной обуви - пимов, а сама их украсила бисером. Кстати, холодную зиму этого года Елена Чупрова выходила именно в пимах. Внешне традиционная ненецкая обувь напоминает наши родные валенки, с той разницей, что шьются они из камуса - шкуры голени оленя. Обычно жители тундры делают внутри подкладку из оленьего меха, для вологодской зимы достаточно искусственного, некоторые же используют в качестве подкладки байковое детское одеяло. Кто-то из жителей НарьянМара предпочитает высокие пимы, примерно по колено, ктото останавливается на длине полусапожек. Некоторые носят пимы даже на каблуке. Иногда ненцы пимы называют бурками. По словам Елены Ивановны, это очень теплая и комфортная обувь, которую при вологодских морозах можно носить даже с тонкими носками.
Еще будучи в НарьянМаре, Елена Ивановна вручную сшила себе из сукна традиционную ненецкую одежду - палицу. Этому искусству она научилась в местном этнокультурном центре. Воротник палицы Елена Чупрова обшила мехом песца, хотя ненцы традиционно используют для этого заячий мех.
Продемонстрировала Елена Ивановна и капор - ненецкий головной убор, украшенный колокольчиками и массивными металлическими изделиями.
- Для ненцев украшение капора - это своего рода оберег. Металлические изделия, пришитые к капору, как правило, очень длинные и достигают талии женщины, при этом плотно прилегают к спине, тем самым защищая от холода, - говорит Елена Ивановна. - Украшения капора столь массивные, что не позволяют женщине сутулиться. Еще одним украшением одежды является пояс с увесистой пряжкой, плотно прилегающей к животу, ненцы всегда очень туго завязывают пояс. Может, бережное отношение к позвоночнику заставило их придумать такие массивные украшения: женщина всегда ходит с гордой осанкой.
Но колокольчики пришиваются не только к одежде взрослых, но и детей. По их звуку родители узнавали, где они находятся.
- Когда дети шли по улице, то от колокольчиков раздавалось мелодичное звучание, оно мне очень нравилось, - говорит Елена Ивановна. - В традиционной ненецкой одежде ходили и мои дети. Свекровь сшила для них из оленьего меха малицы, внутри одежда также была обшита мехом. Малица напоминает нашу шубу, разве что шапка и рукавички к ней плотно пришиты.
Именно чувство восхищения вызвала ненецкая одежда у Елены Ивановны, когда она ее впервые увидела, оказавшись в НарьянМаре. Проживая на Вологодчине, Елена Чупрова периодически облачается в одежду ненцев. Например, во время этнографического диктанта, участие в котором объясняет следующим образом:
- Мы должны знать свою историю.
БЫТ НЕНЦЕВ
Рассказала Елена Ивановна и о быте ненцев, которые жили в чумах. В холодное время года они обтягивали свое жилище сшитыми оленьими шкурами, а в относительно теплые сезоны - брезентом. При отсутствии печки в чуме отапливался он костром, на котором хозяева и готовили в котелке, этот очаг тепла они всегда поддерживали. Наличие печки же считалось счастьем, ведь с ней намного было теплее, чем с костром. Печка представляла собой своеобразную вариацию буржуйки и была сделана из разрезанной бочки, сверху к которой приваривался металлический лист. Если семья была небольшая, то и чум они делали меньше, чтобы сохранить тепло.
С правой стороны жилища ненцы по традиции обустраивали спальное место, укладывая перины, одеяла, подушки. Сверху над этой своеобразной кроватью они привязывали ткань, которая была своего рода пологом и задерживала тепло. Ненцы называют эту ткань балаганом, и когда ложатся спать, то ее развязывают, закрываю свою постель.
Малыши спят в деревянных колыбелях, которые зимой заботливые родители для тепла обивают мехом оленя, а в теплые сезоны - сукном.
- В соответствии с сезонами ненцы шьют для малышей в колыбели и постельные принадлежности, а в ноги малышам для тепла всегда укладывается олений мех, - говорит Елена Чупрова. - Колыбель оснащается специальными ремнями, которые устанавливаются на уровне ног, рук и живота ребенка. Все ремни всегда застегиваются, даже когда колыбель находится в чуме, а при транспортировке на санях и говорить нечего, делается это для сохранения тепла и безопасности малыша. А в качестве подгузника родители используют сухой мох. А игрушки родители делали для детей из клювов уток. Ближе к зиме ненцы стараются переехать поближе к лесу, так легче пережить грядущие холода, а в теплое время года - к океану, чтобы ветер отгонял надоедливую мошкару.
Сама же Елена Ивановна вместе с мужем и детьми жила в НарьянМаре в деревянном доме, вросшем в землю.
- Наше жилище постоянно подтапливало грунтовыми водами, просыпаешься утром, а по ногам бегут ручейки, воды по щиколотку, а иногда по колено, сразу же выносили сушить мебель. Водоснабжения не было, за водой приходилось ходить за три километра на колонку. Дома была печкабуржуйка, которая с трудом растапливалась, поэтому зимой вода, принесенная домой, замерзала. Образовавшуюся корку льда приходилось разламывать ковшиком, - вспоминает Елена Чупрова.
Сейчас напоминанием о жизни рядом с ненцами для Елены Ивановны являются миниатюры. Это деревянные фигурки ненцев в их традиционных одеждах, модель чума, в котором воссоздано всё до мельчайших деталей: печь посуда, постель; ненецкие сани... Перечислять можно и дальше. А недавно она пришла в магазин и купила для своей композиции 12 игрушечных оленей.
- Было бы больше оленей, купила бы больше, - смеется Елена Чупрова.
Дома на полках у Елены Ивановны - множество книг о ненецкой культуре, которые она перечитывает. Совсем недавно о традициях ненцев жительница Алексина рассказала на заседании районного женсовета в Семёнкове.
Кроме того, в гости к нашей героине постоянно приходят как взрослые, так и дети. Она с радостью показывает экспонаты из своего мини-музея, а также делится интересными рассказами о жизни, быте и культуре ненцев. Особенно внимательно эти рассказы слушают школьники, которым очень интересно приобщиться к культурным традициям других народов не через интернет или книги, а через живые рассказы очевидцев.
Ирина ЛУССЕ