Мелодия коклюшек

Филигранно выполненная работа «Ледяные узоры» принесла жительнице поселка Майский Александре Колосовой победу во Всероссийском конкурсе по кружевоплетению «Волшебная ниточка». Александра Николаевна завоевала второе место. Ее соперницами стали мастерицы из Новосибирска, Череповца, Кировска, Сокола, Костромы, Ставрополя и многих других уголков необъятной России. В общей сложности на конкурс было представлено 55 авторских работ на тему «Елочный шарик».

Детские «ковры»

Неосознанная любовь к кружевоплетению у Александры Николаевны проявилась в трехлетнем возрасте. Когда остальные девочки и мальчики в детском саду очень часто на своих рисунках изображали семью, маленькая Саша чертила на бумаге замысловатые узоры, которые называла коврами. Ведь слово «кружева» ей тогда было просто незнакомо. В семье никто не увлекался кружевоплетением. Бабушка Юлия Ивановна любила вязать, она просто не выпускала спицы из рук. Когда Саша повзрослела, то Юлия Ивановна обучила ее практически всем тонкостям этого рукоделия.

«Я знаю практически все техники вязания. И всё благодаря бабушке», - улыбается Александра Николаевна. А знакомство с кружевоплетением произошло ранее. Подруга ее бабушки любила коротать время за коклюшками, которые так и мелькали в руках, красиво постукивая друг от друга. Так в голове Саши впервые зазвучала мелодия коклюшек, к которой она вернулась лишь в 38 лет½

Советы мастерицы

«Однажды подруга обмолвилась, что стала посещать курсы кройки и шитья, - вспоминает Александра Николаевна. - Я, конечно же, ей с удивлением сказала: «Тебе что, в школе на уроках труда этого не хватило? Вот на кружевоплетение я бы пошла». И тут она мне подробно рассказывает, что такая студия имеется. Естественно, я сразу записалась».

Александра Николаевна начинала постигать ремесло с базовых навыков. Подушку для кружевоплетения мастерила сама. Безусловно, даже в этом процессе есть свои тонкости, которые она с радостью раскрывает перед читателями «Маяка». По словам мастерицы, для подушки следует выбирать брезентовую или льняную ткань, эти варианты наиболее надежны и позволяют избежать разрыва.

«Набивать подушку следует плотно, - продолжает свой рассказ Александра Николаевна. - Традиционно для этих целей используют сено и солому, но я выбрала стружку. Опилки не стоит, так как они сделают подушку очень тяжелой». После того как подушка готова, ее покрывают ситцем.

Кружева создаются по сколкам - распечатанным схемам, которые в свою очередь наклеиваются на электрокартон (специальный плотный картон для кружевоплетения). А чтобы краска печати не оставила следа на нитках, схемы необходимо обтянуть пленкой.

«Хочу предупредить начинающих мастериц, что схемы надо наклеивать именно на электрокартон, - говорить Александра Николаевна. - Другие альтернативные варианты не подойдут, они станут рваться, не выдержав натяжения нитей. И, безусловно, это скажется на качестве кружева. Для своих изделий я выбираю хлопчатобумажные и льняные нитки, реже использую мулине».

По словам Александры Николаевны, особый подход должен быть и к коклюшкам. Например, если вы желаете, чтобы кружево получилась тонким, то лучше использовать более легкие коклюшки.

В мире кружева

Среди изделий, сплетенных собственными руками, у Александры Николаевны имеются салфетки, воротнички, серьги, но всё это не задерживается дома: мастерица дарит их друзьям родным и близким. Для себя же она сплела кружевную бандану, которая стала оригинальным дополнением к летним нарядам в гардеробе.

Своим идейным вдохновителем Александра Колосова называет наставницу по кружевоплетению Марию Медкову.

«Мария Чеславовна - самый настоящий мотиватор. На занятия к ней я прихожу сразу после работы. Она совершенно не обращает внимания на мою усталость. И строгим голосом может, например, сказать: «Сегодня ты с занятия не уйдешь, пока не сделаешь эскиз воротника». И я ей за такой подход очень благодарна», - говорит Александра Николаевна.

Мастерица с увлечением постигает различные техники кружевоплетения, которых насчитывается великое множество.

«Я знакома с некоторыми из них: киришской, подольской, михайловской. В основе всех лежит один подход, но в каждой из техник имеются свои тонкости. Например, киришское кружево богато узорами», - рассуждает Александра Колосова. Работала мастерица и в балахнинской технике, когда для изготовления кружева было задействовано 40 пар коклюшек. По словам Александры Николаевны, максимальное количество коклюшек в балахнинском кружеве может доходить примерно до 300. А ориентироваться в коклюшках совсем несложно. Мастерица называет это искусство очень даже логичным, правда, как и любое другое дело, требую­щее любви, внимания и усидчивости. К одним из сложных по технике исполнения Александра Николаевна относит и вологодское кружево.

«К плетению вологодского кружева всегда предъявляются высокие требования по качеству, - поясняет она. - Кружево должно быть плотным и твердым, в то время как, например, елецкое кружево очень мягкое. Вологодское кружево мне нравится больше всего, оно покорило меня строгостью и изящностью своего рисунка».

Александра Колосова постоянно стремится совершенствоваться в кружевоплетении. Отслеживает работы коллег по творческому цеху в интернете, фотографируя схемы. Старается создавать и собственные авторские наброски будущего кружева, сочетая различные техники. Сейчас ей кружевоплетение нравится даже больше, чем вязание. За вдохновением она обращается и к традициям, посещая Музей вологодского кружева.

«Интерес к кружевоплетению есть и у моего младшего сына Ильи, ему 17 лет. Он прекрасно понимает различные схемы, по которым создаются работы, даже самые сложные. Хотя я его специально этому не обучала, - говорит Александра Николаевна. - Но кружевные работы Илья еще не создавал. Он инициативы не проявляет, а я не предлагаю».

Есть у Александры Николаевны и творческая мечта.

«Я хочу открыть собственную студию по кружевоплетению. Но пока даже не знаю, с чего можно было начать реализацию своей мечты. Есть желание работать со студийцами разных возрастов. Занимаясь кружевоплетением, я стараюсь сохранить и популяризировать эту традицию», - заключает мастерица.

Ирина Луссе

Из архива Александры Колосовой

Поделиться этим материалом
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ РУБРИКИ