ЗА ОСОБЫЕ ЗАСЛУГИ
Учиться, учиться и учиться… Этой простой непреложной истины всю свою жизнь придерживается Надежда Рогалева. Руководствуясь заветом Ильича, который раньше знали и почитали все советские школьники, вот уже 45 лет она старается привить любовь к знаниям своим ученикам — детям новой эпохи
Вканун профессионального праздника за многолетний и добросовестный труд она удостоена высокой награды — медали «За особые заслуги перед Вологодским округом» III степени.
В трудовой книжке Надежды Рогалевой лишь две записи: первая — о том, что «принята на работу в Березниковскую восьмилетнюю школу учителем» и вторая, сделанная в 1991 году: «Переведена на должность директора».
НАЧАЛО НАЧАЛ
Отец Надежды вернулся домой с фронта инвалидом. Женившись на девушке из соседней деревни, завел большую семью. У Малышевых родилось семеро детей, Наденька стала шестым ребенком.
Многодетная семья жила в добротном деревенском доме в Заболотье. Сейчас этого населенного пункта уже давно нет на карте Вологодского округа, а тогда это была большая деревня на берегу Кубенского озера.
Жили дружно, все дети с раннего детства были приучены к труду. Хозяйство немаленькое, приходилось помогать. Старшие приглядывали и за младшими детьми, поэтому Надя никогда не была обделена вниманием родных. По традиции вся семья собиралась за огромным столом на ужин. Вот там вдоволь можно было насладиться общением, рассказать о том, как прошел день, и выстроить планы на будущее.
«Самым ярким моим детским воспоминанием, наверное, была первая в жизни поездка в город, — рассказывает Надежда Рогалева о себе. — Мне тогда шесть лет было, и поехали мы с отцом в Вологду. О ней до этого я много слышала, но ожидания мои не слишком оправдались. Конечно, тут было красиво и много магазинов, но что мне очень не понравилось, это то, что на улицах никто друг с другом не здоровался, было очень много людей, которые казались мне мрачными и неприветливыми. В деревне же мы всех знаем, и поприветствовать друг друга, пожелать ему здравия даже за радость. К другому родителями мы приучены не были. Немного скрасили первое впечатление о городе поход в магазин «Детский мир», где на витринах был огромный выбор товаров, и вкус мороженого, которое я попробовала тогда первый раз в жизни».
Как считает наша героиня, семья дала Надежде главное — она заложила в ней фундамент к достижению поставленных целей, трудолюбию, сопереживанию и упорству.
ПРИЗВАНИЕ
Свою первую учительницу Милитину Кузнецову Надежда помнит до сих пор и благодарна ей на всю жизнь, ведь именно ей обязана и за любовь к учебе, и за любовь к учительскому труду.
Свои первые уроки довелось провести Надежде уже в 3-м классе начальной школы.
«Если Милитина Васильевна заболела, то уроки за нее всегда вела я, она мне очень доверяла, — продолжает Надежда Владимировна. — Расскажет мне всё, что с ребятами я должна сделать за урок, всё распишет на листочке. Я потом по этому плану для учеников занятие провожу. Всё в точности, как написано. Ребята не шалили, меня слушали. Я тогда очень собой гордилась, ведь мне поручили такое важное дело. Наверное, именно после этих уроков я поняла, что учительство — мое призвание».
ПЕРВЫЙ УРОК
С тех пор Надежда ни дня не сомневалась в своем выборе связать всю свою жизнь с детьми. А после окончания школы поступила в Вологодское педагогическое училище.
«Свой первый профессиональный урок я хорошо помню. Это было «чтение», — продолжает Надежда. — Я очень с ерьезно к нему готовилась, использовала наглядность и применяла игру. Урок был открытым, и я получала за него оценку по практике, поэтому несказанно волновалась. Но всё получилось. Счастливая, я вышла из класса с заработанной пятеркой!
А вот со вторым уроком по практике мне не очень повезло. До сих пор помню, это была музыка, там пришлось играть на баяне, а он мне не очень нравился. Четверку тогда получила, но собой была недовольна.
За столько лет работы в школе уроки стали привычным делом, а вот те первые помню до сих пор».
УЧИТЬСЯ В РАДОСТЬ
За свою жизнь Надежде довелось немало поучиться. Она считает, что для каждой должности нужно свое образование. После педучилища был филфак Вологодского педагогического института, затем Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена.
«В Герценовку, так мы ее называли, я поступила тогда, когда была назначена директором школы, — продолжает рассказ наша героиня. — Тогда я поняла, что мне не хватает знаний, ведь управленческая должность требует особого образования. Хочешь быть хорошим директором, иди и учись».
ВАЖНОЕ ПРАВИЛО
От своих предшественников Сергея Мисенина и Елены Шиловановой, которые руководили Березниковской школой до нее, Надежда уяснила одно важное правило, которого старается придерживаться и сама: «Хочешь управлять коллективом – будь вместе с ним».
«На селе, наверное, по-другому не получится, — отмечает Надежда. — Мы все здесь друг друга очень хорошо знаем. Люди в нашем коллективе все достойные, открытые. Всё стараемся делать сообща, ведь у нас одна цель — воспитание и обучение наших детей».
Ее утверждение о том, что «школа живет детьми», поддерживают и коллеги. Действительно, школа без детей существовать не может, поэтому педагоги стараются сделать всё, чтобы ребятам было комфортно учиться, воспитывая при этом в них любовь к учебе и стремление получать знания.
«Надежда Владимировна всегда вместе с нами и вместе с детьми на всех мероприятиях, будь то торжественные мероприятия, конкурсы или спортивные соревнования. С детских лет она увлекается волейболом и активный участник нашей березниковской сборной. На ее счету немало славных побед», — поделилась с «Маяком» ее коллега Галина Кумзерова.
ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД
За эти годы школа для Надежды стала вторым домом, в который она вкладывает свою душу и сердце.
«Очень радостно, что сейчас очень заметно движение вперед. У детей очень много различных активностей, они у нас заняты с утра до вечера. Иногда даже самой хочется везде поучаствовать, чтобы быть с ними на одной волне. Но, увы, директорские хлопоты этого сделать не позволяют».
С приходом интернета и цифровизации всех учебных процессов у современного руководителя теперь намного больше возможностей.
«Раньше одни приказы, которые писались от руки, занимали по шесть часов моего времени. А теперь всё быстро и удобно, автоматизированная система позволяет создавать шаблоны. Но везде есть свои плюсы и минусы. Когда я только стала директором, мне передали только одну книгу приказов, начатую аж в 1976 году. Документации теперь стало намного больше».
Но, несмотря на сложности, активный директор Березниковской школы достигает все поставленные цели.
«Она у нас настоящий директор, — так характеризует коллегу Галина Кумзерова. — Настолько хорошо умеет ладить и с педагогами, и с детьми, что иногда диву даешься. Столько у нее терпения и выдержки, столько душевной теплоты и заботы. А главное качество нашего директора — это умение подсказать там, где нужно, помочь тогда, когда нужно, и потребовать!»
*На фото: Заслуженную награду из рук главы округа Вячеслава Панова Надежда Рогалева получила в канун Дня учителя

