«В музыке только гармония есть»
«Научить петь можно любого человека, но лучше, когда есть способности», – считает Ольга Скамьина. Талантливый педагог из Майского ДК занимается с детьми и взрослыми, учит их самовыражаться через музыку, не бояться сцены. А во время концертов учеников волнуется больше, чем во время собственных выступлений.
Артистка и разносторонний человек никогда не пасовала перед новыми возможностями для развития. Хотя в музыкальную среду попала практически случайно, и вот уже почти 25 лет, как сроднилась с Майским Домом культуры.
Секрет успеха
Сейчас Ольга Скамьина с семьей живет в Вологде, но планирует переезжать в Майский. Девушка здесь родилась и выросла. Первые выступления состоялись, как водится, в детском саду, а систематические занятия начались только в девять лет.
«В саду пела постоянно, помню, особенно блистала с песней Красной Шапочки. Потом уже в школьном возрасте пошла в магазин и встретила Татьяну Илларионовну Тюневу, она тогда была директором ДК. Спросила: «Почему ты к нам не ходишь на занятия? Пойдем запишемся?» Я пошла и записалась. Но я человек по своей природе не усидчивый: хотелось быстрого результата, а не сидеть часами за фортепиано. Также занималась музыкой, рисованием, хореографией, фигурным катанием, позже баскетболом и волейболом. На все секции успела походить, что были в поселке».
Несмотря на разнообразие хобби, девушка выбрала профессию, связанную с педагогикой, – поступила в педколледж. Там усердия требовалось еще больше. Ольга признается, что выработать это качество так и не удалось, но таланта хватило для успешного обучения и других проектов. Помимо работы в ДК, Ольга входит в состав ансамбля «Гран-при» Вологодской филармонии.
«Усидчивости не научилась, но сейчас я мелодию на слух могу подобрать очень быстро. Как-то это само пришло. В ансамбле поем на 23 голоса, а некоторые произведения и на пять голосов. В хоре тоже пятиголосие было, это помогло».
Творческая энергия Ольги Скамьиной передалась ее дочкам. Злате сейчас восемь лет, Соне – пять. Обе на достойном уровне занимаются танцами. Их мама всегда с интересом наблюдала за выступлениями танцоров, а теперь и сама исполняет детскую мечту, и девочкам помогает развиваться.
«Злата более спортивная, в папу – танцы четыре раза в неделю и лёгкая атлетика. Соня творческая, но тоже нравится танцевать, ходит на занятия три раза в неделю. Я танцую в мамской группе: раз в неделю хип-хоп, еще раз фитнес-растяжка, но на нее не всегда удается ходить».
Получается, что в расписании практически нет свободных граф. Но девчонок и их маму вполне устраивает.
«Как вы всё успеваете?»
«А я не успеваю», – шутит Ольга. Наверное, лукавит.
Артисты большие и малые
Среди подопечных педагога ребята в возрасте 615 лет и взрослые – ансамбль «Май». В ДК Ольга пропадает целыми днями. Изначально уровень подготовки у всех разный. Интереснее брать учеников с нуля – для них больше возможностей и не придется переучивать после кого-то.
«Мало-мальски можно научить петь любого человека. Но если есть задатки, талант, генетика, то будет легче. Бывало, приходили детки на первое занятие, казалось, что в нотки попадают, а при более глубоком рассмотрении оказывалось, что не так уж и хорошо попадают. Бывает, наоборот, сначала ребенок «зажался», а потом «раскрылся». Хороший прогресс выдают и вызывают удивление дети, у которых есть талант и природные задатки. Самой петь, конечно, легче, другим ведь нужно объяснить, как правильно спеть, какая интонация нужна, звукоизвлечение, произношение», – поясняет специалист.
С волнением перед концертом всё наоборот: за себя не так страшно, как за учеников. Эмоции педагога, переживающего за своего артиста, можно воспринимать как отдельный номер с элементами трагикомедии.
«Перед своими концертами волнуюсь, хотя и выступаю уже много лет. Чтобы собраться, обычно делаю глубокие вдохи. Потом выхожу на сцену и забываю обо всем на свете! А когда ученики выступают, то так волнуюсь за них, что чуть не выскакиваю на сцену или из зала показываю движения пения. Иногда меня даже снимали малознакомые люди, именно в зале. Говорят, что нельзя смотреть без смеха! Но я так вовлечена, что не замечаю, что происходит в моменте. Главное, чтобы хорошо спели и всё прошло гладко».
В работе с ребятами педагог ориентируется на свои музыкальные вкусы, а они затрагивают разные жанры, вплоть до рэпа и шансона. Принцип меломана: «лишь бы цепляло». Но при выборе репертуара учитель учитывает и мнение артиста – если ему не нравится песня, то просто не берет. Иногда приходится адаптировать произведения под возможности певца – так и ему удобнее, и для слуха приятнее.
Победа
Когда к постоянной активности привыкаешь, находятся способы еще больше увеличить жизненный темп. Недавно Ольга Скамьина победила в конкурсе красоты «Мисс и Миссис Великая Русь», хотя до последнего сомневалась насчет участия в нём.
«В прошлом году в этом конкурсе участвовала моя подруга. В декабре я тоже подала заявку, подала и забыла. А в августе мне приходит сообщение с приглашением на кастинг. Подумала, что у меня две работы, муж, двое детей, также тренировки, занятия. Ответила: «Извините, я не смогу участвовать, боюсь, не успею». Мне сказали, что занятия всего два раза в неделю, много времени не отнимут. Оказалось, что основные занятия – дефиле, хореография, их необходимо постоянно посещать. Остальные желательны к посещению: вокал, нейрографика, стояние на гвоздях, столовый этикет, урок макияжа, урок по прическам, встреча с психологом, встреча со стилистом».
В финале – дефиле, общий танец, творческие номера. И долгожданное объявление итогов. Друзья поддерживали Ольгу и верили в ее победу, но для героини она всё равно стала неожиданной.
«Всем участницам дали короны, какую-то номинацию. Я до последнего не ожидала, что меня выберут. Но всем раздали награды, а я осталась единственной... Организаторы учили, что постоянно нужно улыбаться. Я стояла на сцене и чувствовала, как дрожит каждая мышца на лице. Видео потом пересматривала, казалось, что так уверенно шла. Говорят: «Ты заслужила». А я не умею себя хвалить, редко это делаю. В августе будет всероссийский финал, это еще до конца не осознала. Буду волноваться только в последний момент, как обычно».
А пока обычные будни с простыми, но значимыми радостями. Работа, тренировки, репетиции. Потому в быстром жизненном ритме особенно ценятся совместные вечера с настольными играми или путешествия – редко, но все вместе.