Учиться, учиться и учиться

Президент Владимир Путин подписал поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации». Большинство из них уже вступило в силу.

Что нового ждёт наших школьников, их родителей и учителей в этом учебном году?

Труд на благо

Изменений оказалось немало, и вот лишь основные из них. Во-первых, в школы вернётся трудовое воспитание. Его цель – сформировать у детей и подростков трудолюбие и базовые трудовые навыки, чувства причастности и уважения к результатам труда.

«Законодательно закреплены такие понятия, как «привлечение обучаю­щихся к труду» и «участие в общест­венно полезном труде». Ученики смогут поддерживать чистоту и порядок в своей образовательной организации, а также заниматься другими видами работ, которые станет определять сама школа, например, оформлять классы к различным мероприятиям, высаживать цветы и деревья на пришкольной территории, помогать в библиотеке, создавать костюмы для школьного театра», – пояснила заместитель начальника Департамента образова­ния Вологодской области Любовь Воробьёва.

Привлекая ребят к труду, администрация учебных заведений станет учитывать их возрастные и психофизические особенности.

«Это очень нужная и своевременная инициатива, – заявил глава Вологодского округа Сергей Жестянников. – На территории нашего муниципалитета привлечение молодёжи к общественно полезному труду уже стало реальностью. Например, этим летом были сформированы шесть трудовых бригад из старшеклассников, которые занимались благоустройством населённых пунктов: белили деревья, красили бордюры, косили траву, убирали мусор, приводили в порядок общественные территории. Мы непременно будем продолжать и развивать это направление».

В некоторых школах муниципалитета сохранились производственные мастерские и комнаты по домоводству. Их планируется отремонтировать, чтобы ученики формировали трудовые умения и навыки на практике.

Молодые специалисты

Во-вторых, в законодательстве официально закреплено такое понятие, как «профессиональная ориентация обучаю­щихся». Школы станут помогать детям в выборе будущей профессии, предоставляя им знания и формируя навыки в рамках профориентационного минимума.

Этот минимум, как уточнили в Мин­просвещения России, представляет собой «единый универсальный минимальный набор практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся».

Министерство уже разработало единую модель профессионального ориентирования школьников, которая должна обеспечить готовность учеников шестых – одиннадцатых классов к самоопределению после завершения учёбы.

Предусмотрено три уровня реализации профминимума: базовый (не менее 40 часов занятий в течение учебного года), основной (не менее 60 часов) и продвинутый (не менее 80 часов) – в зависимости от ресурсов образовательной организации.

Определены и семь его ключевых направлений. Это урочная деятельность (на уроках будет даваться информация о различных профессиях), внеурочная деятельность (предусматривается один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий), практическая воспитательная работа (в её рамках предлагается участие во множестве мероприятий: от мастер-классов до экскурсий на производство), профобучение (по образцу существовавших когда-то в СССР учебно-производственных комбинатов), дополнительное образование, взаимодействие с родителями детей и профильные предпрофессиональные классы.

В наступившем учебном году минимум будет реализован на базе проекта «Билет в будущее» (в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка»).

На территории Вологодского округа работа по профориентации молодёжи ведётся уже давно. Во многих учебных заведениях муниципалитета созданы специализированные классы, где приобретаются знания и навыки, которые пригодятся ребятам в будущей профессии.

Во всех сельских школах созданы «Точки роста» – естественно­научные и технологические образовательные центры для детей, оснащённые современным оборудованием.

Округ активно сотрудничает со средними и высшими учебными заведениями области: Вологодским техническим колледжем, ВоГУ, ВГМХА, – которые помогают нашим юным землякам определяться с будущей профессией и осваивать её азы.

Работа на опережение

Не менее важны и другие изменения в законодательстве. Так, с 1 сентября года вводится единая общеобразовательная программа (и для государственных, и для частных школ) по шести предметам: русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.

Благодаря ей дети смогут учиться по одним и тем же учебникам, получая одинаковые знания. Им станет легче переводиться из одной школы в другую, а задания ЕГЭ будут строго соответствовать школьной программе.

С нового учебного года все школьные библиотеки подключат к единой цифровой платформе, что позволит каждому ученику получить доступ к цифровым копиям книг, необходимых для получения высококачественного образования.

Во всех средних и основных учебных заведениях появятся советники директоров по воспитательной работе. Они станут заниматься патриотическим воспитанием учеников, развитием детских талантов, организацией внеклассных мероприятий и вовлечением школьников в деятельность детских и молодёжных объединений.

«Многие из нововведений уже реализуются в Вологодском округе. В школах ведётся серьёзная работа по патриотическому и трудовому воспитанию детей, их профессиональной ориентации, во­влечению в молодёжные движения и привлечению к общественной деятельности. Активно воплощаются в жизнь практики наставничества. Для педагогов, которые ими занимаются, с 1 сентября установлена муниципальная премия «Наставник года» в размере 100 тысяч рублей», – отметил Сергей Жестянников.

Поделиться этим материалом