Учиться, учиться и учиться
В Вологодском районе продолжает развиваться система дополнительного образования. Кружки, секции, тренировки и другие внешкольные занятия посещают 75 % учеников нашего муниципалитета.
Системный подход
Дополнительное образование не роскошь, а средство для достижения высоких профессиональных результатов во взрослой жизни. С каждым годом в Вологодском районе становится всё больше родителей и детей, которые это понимают.
Сегодня допобразование на территории нашего муниципалитета предоставляют 39 организаций. Это школы, детские сады, а также три специализированных учреждения Центр развития образования и две школы искусств – Федотовская и Огарковская.
«К вопросу развития и организации таких форм учебно-воспитательной деятельности мы подходим системно и комплексно: не только обновляем инфраструктуру, закупаем оборудование, но и привлекаем кадры, внедряем новые программы, профориентационные проекты, – заявил глава района Сергей Жестянников. – У нас работает более 120 педагогов дополнительного образования. Разработано 225 образовательных программ различной направленности».
По шести дорогам
Детям Вологодского района доступны все шесть направлений допобразования, которые реализуются в нашей стране: художественное, техническое, естественно-научное, туристическо-краеведческое, социально-педагогическое и физкультурно-спортивное. Однако интерес, который испытывают по отношению к ним «клиенты», далеко не одинаковый.
Если раньше наиболее востребованными были художественные и спортивные направления, то за последнее время ситуация изменилась – всё более популярными становятся технические и естественнонаучные кружки и секции.
А вот туризмом заниматься по-прежнему непросто: во-первых, у учебных заведений не хватает современного оборудования, а во-вторых, им необходимо постоянно соблюдать очень жёсткие требования к безопасности детей.
«Однако мы эту проблему решаем: проводим соревнования по скалолазанию, турслёты, планируем закупать новое туристическое оборудование, повышаем квалификацию педагогов в плане техники безопасности», – сообщили «Маяку» сотрудники районного Центра развития образования.
Точки роста
Важную роль в развитии дополнительного образования в Вологодском районе играют федеральные проекты, такие, например, как «Современная школа», в рамках которого в сельских школах создаются «Точки роста» – естественно-научные и технологические образовательные центры для детей.
Одна из таких точек открылась 1 сентября в Гончаровской средней школе, расположенной в посёлке Заря Майского сельского поселения.
«Кабинеты центра оснащены современным оборудованием, которое даст возможность изучать науку и расширять горизонты познаний. В лаборатории естественнонаучной направленности будут проходить не только занятия по химии, биологии и физике, но и занятия по дополнительному образованию и внеурочной деятельности», – сообщила директор школы Жанна Каранина.
Всё для профессионалов
Не менее значима и работа по профориентации школьников. Во многих учебных заведениях муниципалитета созданы специализированные классы, где можно приобрести знания и навыки, которые пригодятся ребятам в будущей профессии и вообще во взрослой жизни.
«Дополнительное образование сегодня реализуется через все национальные проекты и формирует обширную карту компетенций у детей нашего района – от формирования личностных качеств до навыков первой ступени профессионального образования, – считает руководитель администрации Вологодского района Игорь Быков. – Кроме того, развитию современных навыков способствуют общественные организации и движения: «Агродвижение», Российское движение школьников, «Юнармия», пионеры, орлята, эколята и другие».
Забота о будущем
Дополнительное образование действительно помогает школьникам самостоятельно сформировать свою профессиональную судьбу. Доказательство тому – активное сотрудничество, которое существует между районными школами и областными вузами.
В его рамках ученики шести школ регулярно приезжают в Дом научной коллаборации Вологодского госуниверситета, где по-настоящему «погружаются» в мир технологий. Каждую неделю на протяжении нескольких часов они интенсивно занимаются целым рядом востребованных дисциплин: от робототехники до промышленного дизайна.
Сотни детей повышают уровень знаний в Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени Верещагина: делают научные разработки, приобретают навыки исследований, составляют собственные проекты, становятся участниками и призёрами Всероссийского конкурса «АгроНТИ».
«Высокий профессиональный уровень педагогов Вологодского района гарантирует качество дополнительного образования. Наш Центр развития образования третий год подряд признаётся лучшим учреждением области в данной сфере. В прошлом году он стал федеральной инновационной площадкой по линии Российской академии образования, и теперь опыт районных педагогов транслируется по всей стране, – подчеркнул глава муниципалитета Сергей Жестянников. – Уверен, что с такими талантливыми педагогами и детьми Вологодский район ждёт большое будущее».