Педагогика – это судьба
Выбор профессии для директора Семёнковской школы Светланы Мардасовой был предопределен заранее. Ей посчастливилось родиться в семье, где общий стаж в педагогике составляет около 150 лет.
Образ идеальной учительницы
По маминой линии в каждом поколении были учителя или воспитатели. Перед глазами пример бабушки, которая преподавала историю и обществознание. Но основным образцом для подражания стала мама Татьяна Георгиевна Каморина, которая водила маленькую Свету к себе на работу с малых лет.
«С Семёнковской школой познакомилась в два года, когда мама вышла на работу после декрета. Сама пошла в первый класс сюда же. Сомнений при выборе будущей профессии не возникало – после 9-го класса поступила в педколледж и пришла на практику. Потом вернулась работать. Мама перешла на группу продленного дня, а мне отдала свой класс».
Первые годы чудесные, первая учительница – именно они обычно вызывают самые трогательные воспоминания о школе. Поэтому Светлана Алексеевна предпочла обучать именно в начальных классах, а не какому-то определенному предмету. Благодаря маме сложился идеальный образ – заинтересованный и ответственный учитель, творческая натура, способная увлечь ребят и заложить «фундамент» для будущих успехов. Хотя в школе пришлось трудиться ничуть не меньше, чем одноклассникам – родственные связи не помогали.
«Поблажек не было никогда, я училась на общих правах. Кто-то считал, что мне легче, но это не так. Моя мама знала всё, что задано, в отличие от других мам, – смеется Светлана Мардасова. – Контроль строже и жестче, чем у других. Строгость была, но воспринималась как необходимость. С нами проводила множество мероприятий, занятий с поделками своими руками: мы вышивали, рисовали, клеили. Запомнились поездки, театральный кружок. Получается, что навыки творчества и артистизма появились еще в начальной школе. Мама – педагог по призванию, это не только профессия, но и образ жизни».
Татьяна Георгиевна давно на пенсии, но общественная деятельность не завершилась. Педагог ведет мероприятия для школьников на базе Дома культуры, мастер-классы для детей и взрослых. Светлана Алексеевна замечает, что после уроков педагогический стиль общения не заканчивался. Сама же она предпочитает дома «выключать» учителя. Тем более что необходимо «выключать» еще и директора.
Во главе
Уже четвертый год Светлана Мардасова работает на должности директора. Ответственно и волнующе занять такой пост в возрасте слегка за 30, но сомнения длились недолго.
«Всё сложилось само собой. Я имела уже достаточно опыта административной работы в качестве заместителя директора. Определенные страхи появлялись, но это проявление ответственности. Значит, небезразлична судьба школы, она родная для меня. В тот момент мыслей отказаться не возникло. Как только появилась потребность, согласилась. Хотелось бы больше себя посвящать педагогической деятельности, но пока приоритеты расставлены так: моя главная роль директора. Веду в начальной школе математику, в старшей школе – изо. Сложно совмещать должности директора и учителя, приходится брать немного часов», – делится Светлана Алексеевна.
До того, как стать руководителем, она успела выпустить не один класс. За судьбой ребят следит с любопытством, со многими поддерживает связь.
«Дети мне пишут «ВКонтакте», делятся достижениями и успехами. Многие по-прежнему живут в Семёнкове, поэтому видимся лично, некоторые разъехались. Всегда очень интересно, как устроились выпускники, насколько они успешны. И плюс есть возможность видеть их некоторое время в старшей школе. Всё равно не так резко расстаемся, как учителя старших классов».
Число учеников с годами увеличивается. К примеру, сейчас набрали два первых класса – 48 человек. С одной стороны, отрадно, что детей отправляют в сельскую школу, с другой – ощущается недостаток помещений. Уже задействованы все кабинеты, а они изначально меньше, чем в городских учебных заведениях.
Самое важное
Говоря о своей миссии учителя и руководителя, Светлана Мардасова отмечает, что важны многие факторы. В первую очередь это дети, их здоровье и безопасность. Также нужно обращать внимание на престиж образовательной организации, качество образования, слаженность коллектива, который приведет школу к определенной цели.
«У нас замечательный коллектив, профессионалы своего дела, люди целеустремленные. Поэтому мы по возможности участвуем во всех конкурсах. Например, в районном чемпионате по решению управленческих кейсов заняли первое место. Коллеги каждый год участвуют в конкурсе «Учитель года», в акции «Лучший классный руководитель». Наша цель – больше побед и повышение качества образования. Сама я в прошлом учебном году участвовала в конкурсе «Педагогический дебют» и стала лауреатом. У нас создан проект по благоустройству территории школы, дважды заявлялись на конкурс Росмолодёжи, пока безрезультатно, но надеемся воплотить идею в жизнь».
Еще одна идея – создание школьного музея. Представители коллектива учебного заведения сейчас сотрудничают с ветеранами, стремятся собрать и систематизировать материалы, создать экспозиции. Особенно символично именно в Год педагога и наставника уделить больше внимания тем, кто внес значительный вклад в развитие отрасли.
Не хватает часов в сутках – признается многозадачная Светлана Алексеевна. Два декрета, параллельно получение высшего образования – такое не каждому под силу. Сейчас документы поданы еще в одно образовательное учреждение. В ожидании результатов героиня пока держит задумку в секрете. Светлана Мардасова рассказывает, что профессия помогает и в воспитании детей, и вообще по жизни.
«Мои дети вниманием точно не обделены. Совместный досуг в свободное время, поездки – семья на первом месте. Увлекаемся горными лыжами – зимой ездим кататься в Кирилловский округ на Цыпину гору. Моя дочь переходит в четвертый класс. Если в дальнейшем она решит пойти в учителя, я не буду категорично отказываться, отговаривать. Если у человека есть склонность к педагогике и способности, то перекраивать нет смысла. Я одобрю любой ее выбор».
С любимыми учениками не хочется расставаться даже вне занятий – ежегодно проводятся соревнования по волейболу. У школьников своя команда, у педагогов – своя. В поединках ребята нередко выигрывают. Светлана Алексеевна улыбается: «Ученики превосходят своего учителя, в игре все равны».