Особый подход
Выработать свой педагогический стиль, чтобы нравиться ученикам, но дисциплина не страдала. Получать результат от детей с особенностями развития. Разные грани учительского мастерства постигает Анастасия Харитонова из Огаркова. Для молодого специалиста этот год стал особенным – первый класс и первые занятия в качестве дефектолога.
Анастасия Юрьевна еще с раннего возраста знала, что хочет работать именно с детьми. Нянчить младших братьев и сестер было не в тягость, наоборот, общение с малышами давалось легко. Потому и выбор профессии оказался очевидным. Позже оформилось желание помогать и необычным деткам, которым требуется больше усилий в освоении материала.
Уроженка Любима без труда поступила в ЯГПУ имени Ушинского в Ярославле на олигофренопедагога. По окончании устроилась в Огарковскую школу – сюда переехала вслед за мужем. Сейчас совмещает работу и учебу в магистратуре заочно по профилю «Управление специальным и инклюзивным образованием». Впереди еще два с половиной года обучения, но радует, что многие бывшие одногруппники тоже продолжили получение образования, потому связь не теряется.
Первые шаги вместе
Переключаться с школьной действительности на студенческую, по признанию Анастасии Харитоновой, несложно. Еще с университетских лет появилась привычка совмещать учебу и работу. Но во время сессии жаль оставлять своих ребят.
«За три недели в Ярославле успела соскучиться по классу, общалась только с родителями, детей не видела. Не хотелось покидать их так надолго, переживала, что они только ко мне привыкли, а потом пришли другие педагоги. К ребятам пока продолжаю искать подход, к каждому индивидуальный. 19 человек в классе, нужно, чтобы все слушали и понимали. С кем-то сразу же сложились хорошие отношения, с кем-то – в процессе. Самое энергозатратное сейчас – наладить дисциплину. Пробую разные методики: что-то действует, что-то нет, но времени прошло немного, будем пробовать дальше».
Вопрос о том, как сдерживать симпатии и антипатии, очень быстро отпал. У учителя все одинаково любимы, а в отношении отстающих даже появился «спортивный интерес».
«Поначалу чувствовала, что некоторые дети нравятся чуть больше, другие – чуть меньше. Но уже поменялось мнение: они для меня все равны. Тех, кто не успевает по программе или чего-то не понимает, еще больше хочется научить. На перемене подзываю к себе, хотя бы пять минут выделяю, чтобы объяснить какую-то конкретную тему. Не всегда успеваю, но стараюсь это делать, чтобы подтянуть. Нужно сокращать этот разрыв между детьми. Кто-то уже бойко читает и на рисунках целые поэмы пишет, а кто-то не может слоги складывать. Склоняюсь к тому, что лучше до школы научить ребенка читать хотя бы слоги. Программа построена таким образом, что детям к первому классу требуются базовые знания, иначе придется трудно», – делится Анастасия Харитонова.
Такие разные детки
На практике в вузе Анастасия Юрьевна столкнулась с совершенно другими детьми – природа им не дала шанса быть обычными. Девять мальчиков и девочек с тяжелой умственной отсталостью – они стали для студентки настоящим испытанием.
«Третий класс, но не говорят, не пишут, только рука в руку. Помогаешь, чтобы хоть как-то мелкая моторика развивалась. О каком изучении чисел идет речь, если ни произнести, ни показать не могут? Тяжело, потому что не видишь результата. Очень долго бьешься над одним и тем же, но прогресса может совершенно не быть. С обычными детьми замечаешь свой вклад в их развитие».
Как ни грустно это осознавать, но профессия дефектолога сейчас востребована. По статистике, всё больше малышей рождаются с ментальными патологиями. Задержка психического развития – это то, что нужно и можно корректировать, считает специалист. Она проводит занятия с ребятами в Огарковской школе. Помощь дефектолога здесь требуется около 40 детям с 1-го по 9-й класс, их объединяют в группы по возрастам.
«ЗПР, возможно, родители не досмотрели, не увидели вовремя какое-то отставание в развитии. Такого ребенка можно максимально приблизить к норме, главное, вовремя заметить, тогда намного проще работать и не уйдет в более тяжелые нарушения. В моей практике больше тех, кого реально приблизить к норме. Дети, не осознавая того, сами к этому стремятся: очень хорошие, старательные».
Без курьезов никуда
Несмотря на трудности, Анастасия Харитонова видит в своей работе много положительного. Насколько школьники открытые, искренние, как они любят делиться с учителем житейскими радостями. Что происходит дома, куда ездят в гости, с кем общаются – такие истории и есть самое ценное. Не обходится и без смеха на уроках.
«Один мальчишка у нас постоянно забывает портфель в школе, сменку берет, а портфель оставляет. Родители потом приезжают за ним. Другой мальчик – любитель манипуляций. Только заходим в класс, заявляет: «Я домой пошел, у меня голова болит». Предлагаю пойти к врачу – отказывается. Проходит урок, снова: «Я домой пошел, голова болит». Уже и портфель собрал. На такие ситуации, конечно, реагируем, вдруг и правда проблема со здоровьем возникла. Разговаривала с родителями, это так ребенок пытается манипулировать, чтобы его забрали домой. Думаю, далеко пойдет с такими задатками», – улыбается Анастасия Юрьевна.
Семейная жизнь
Свободное время она старается уделять мужу. Пара тоже через многое прошла – после года отношений молодой человек переехал в Огарково по работе, а девушка два года доучивалась в Ярославле. Летом влюбленные поженились и теперь живут вместе.
«Когда уезжаю на сессию, периодически видимся. С работой тоже проблем нет. Проверку тетрадей после школы я успеваю закончить до прихода мужа с работы. Там уже совместно проводим досуг. Нравится вместе посмотреть кино, сходить в спортзал. Профессия у меня полезная: основы, которые нам дают в университете и на работе по психологии и обучению детей, потом будут плюсом в воспитании своего ребенка».
В школе не только дети получают новые знания, учитель во многом тоже учится. Мудрости, терпению, смирению – положительные качества у взрослых взращиваются благодаря малышам.
«Понимаю всю ответственность работы учителем, ведь у ребят становление идет, мне с ними необходимо провести такие важные четыре года. Главное – любовь к детям, иначе никак. И нужно быть в меру строгим. Со временем это придет. Я стремлюсь, но пока у меня не хватает строгости, потому что я очень добрая».