ОПЛАТИТЬ НЕЛЬЗЯ ОСПОРИТЬ

Штрафы за превышение габаритов тентованных грузовиков массово получают водители в Вологодской области. Но перевозчики уверены, что с высотой машин всё в порядке, проблема в работе рамок весового контроля

В чем причины такого обилия нарушений — неисправность оборудования,человеческий фактор или досадные недоразумения? Вместе с экспертами разбирались журналисты «Маяка».

ДЕЛО НЕ В РАЗМЕРЕ

Случаи далеко не единичны — предпринимателям приходят десятки штрафов, а их общая сумма доходит до нескольких миллионов рублей. Много жалоб поступает на пункт весогабаритного контроля близ Лескова, но и другие рамки в области фиксируют нарушения. Некоторые бизнесмены даже задумываются о том, чтобы пройти процедуру банкротства, чтобы не платить столь крупные суммы. Тем более что водители и собственники большегрузов считают, что нарушений не совершали.

«Был оштрафован за негабарит в 13 сантиметров по высоте на рамке Лесково. На фото видно, что в передней части крыши ветром приподняло тент. Штраф оплатил. Написал жалобу в Тверской суд в июне. Ответа нет. Дело еще не рассматривали. Так сказала секретарь суда по телефону. Суд завален исками», — сетует вологжанин Сергей.

«У нас два штрафа по негабариту на тентованной машине. Штрафы только с этой рамки. Машина за рейс может пройти под десятью рамками, но штрафы пришли только с лесковской, и то в период август—сентябрь, до этого машина ездила без проблем. Эксперта вызывал, он намерил 3,96 метра в самой высокой точке», — рассказывает вологжанин Герман.

Версию с неисправностью рамок отмёл заместитель начальника Упрдор «Холмогоры» Максим Липатников. Его организация отвечает за техническое состояние и эксплуатацию стационарных комплексов весогабаритного контроля, расположенных на федеральных трассах. На рамках установлена тройная система защиты, и регулярно проводятся проверки, пояснил специалист. Поэтому поломки заметили бы очень быстро.

Такого же мнения придерживается и заместитель начальника МТУ Ространснадзора по СЗФО Евгений Головяшкин. Он назвал ситуации с приподнятым тентом форс-мажором и посоветовал обращаться в суд.

«Оборудование исправно — это факт. Камера не отличает, поднялся тент или нет, она фиксирует габарит по наивысшей точке. Превышение хотя бы на сантиметр влечет за собой штраф, минимальная сумма которого — 150 тысяч. Выход один — обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, объясняя, что имело место форс-мажорное обстоятельство в виде порыва ветра, что это габаритное транспортное средство. Нужно запросить видео проезда грузового автомобиля через АПВГК, в котором заметно изменение подвижности тента. Думаю, что судебная практика будет создаваться по подобным вопросам, постановления отменяться, потому что объективно нарушений нет».

ЧТО ДЕЛАТЬ И КТО ВИНОВАТ?

Все штрафы с рамок отправляются в Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Тверской области МТУ Ространснадзора по ЦФО, где их проверяют и подписывают. И только потом постановления присылают в Вологду. В связи с большим объёмом нарушений сотрудники не во всех случаях материалы отбраковывают, предполагает Евгений Головяшкин. Он поделился некоторыми советами, как не нарушать законодательство и как поступить, если штрафы всё же пришли.

Постановления, уже вынесенные, обжаловать. Если есть только информация на «Госуслугах», но нет постановления на руках, владелец грузового автомобиля может обратиться в ТО ГАДН по Вологодской области на Комсомольской, 55, в Вологде. Не в Тверь ехать, вести долгую переписку, а подать к нам заявление и получить постановление.

У грузового автомобиля есть каркас, на который натянут тент. Собственник может укрепить тент изнутри, чтобы минимизировать парусность. Нужно проявить смекалку. Например, проклеить армированным скотчем изнутри, жестче сделать участки тента на крыше. Легче уйти от проблемы, чем ее потом решать.

Габариты транспортного средства укладываются в норматив, если только водитель проезжает через АПВГК в прямом направлении. Если водитель провел руление автомобиля влево-вправо, то габариты транспортного средства камера прочитает по диагонали, и размер будет больше.

Ситуация требует системного решения, считает председатель Федерации автомобилистов Вологодской области Антон Холодов. Он предлагает несколько вариантов устранения проблем, но для этого потребуется время.

«Очевидно, что вопросы возникают к работе самих комплексов, порядку принятия решений о штрафах, действиям самих перевозчиков. Возможно, на федеральном уровне требуется корректировка нормативных параметров или даже введение учёта физической фиксации автомобиля при определённых погодных условиях. Ведь именно из-за таких факторов нередко происходят ошибочные вынесения штрафов. Сейчас важно собрать все замечания, изучить техническую документацию и только после этого переходить к содержательному обсуждению».

Инспектор вручную может оценить параметры каждой машины и сделать выбраковку. Специалисты Ространснадзора периодически проверяют работоспособность рамок. Но на территории Вологодской области 11 автоматических пунктов весогабаритного контроля на федеральных и региональных дорогах, на физическую фиксацию сотрудников просто не хватит. А изменения настроек оборудования АПВГК может привести к новым проблемам, поясняет Евгений Головяшкин.

«Допустим, специалист увеличит параметры для фиксации нарушений по высоте. Тогда негабаритное транспортное средство без проблем пройдет рамку. В программе АПВГК задан алгоритм, который соответствует нормативам. Программа не может отличить, это тентованная грузовая машина или перевозят строительную негабаритную технику. Есть случаи подъема тента и на 14 сантиметров. В случае с реально негабаритным транспортным средством эти 14 сантиметров при проезде мостового сооружения могут сыграть злую шутку: привести к аварии и человеческим жертвам».

*На фото: Штрафы за нарушение габаритов у перевозчиков достигают нескольких миллионов рублей

Фото: ru.freepik.com

Максимальная мера наказания за перегруз и негабарит 600 тысяч рублей. В такую же сумму обойдется нарушение проезда автоматического пункта весового и габаритного контроля, а также отказ от прохождения контроля. Ужесточение действует с 18 июля 2025. Как новшества повлияли на вологодский бизнес?  

Поделиться этим материалом