Физмат + физкульт

Чем занимались педагоги из Фофанцева в Сколкове? Как танцор и художник стал учителем? Как быть, если дети не понимают материал? О насыщенной жизни и профессиональных секретах рассказывают супруги Елена и Александр Смирновы.

Елена Смирнова познала прелесть работы учителем еще на практике в вузе. Хотя ответственности там намного меньше – отвёл уроки и забыл. В реальной жизни приходится больше стараться, чтобы достучаться до каждого ученика, уделить ему внимание, передать знания. Последние семь лет специалист работает в Присухонской основной школе. Ежедневно учитель ездит из Вологды в Фофанцево. Детей в классах меньше, чем в городе, но задачу это не упрощает.

«Каждому хочется дать максимум, позаботиться, для каждого поработать. Это тяжело. Работаем не просто так, а ищем индивидуальный подход к каждому, подстраиваемся под настроение и характер. Самое трудное – находить в себе силы. Но дети сколько тянут силы, столько и возвращают. Очень заряжают энергией! Хочется не только обучать важным серьезным наукам, но и дружеские отношения налаживать, и поговорить, и повеселиться», – отвечает Елена на вопрос о том, что сложнее всего в работе учителя.

Елена Владимировна ведет математику и информатику у ребят, а также занимает должность замдиректора по учебно-методической работе. Поэтому педагог как нельзя лучше понимает связь между качеством образования и наличием оборудования, технических средств. В Присухонской школе с этого учебного года открылся образовательный центр «Точка роста». Федеральная программа поддерживает сельские школы, чтобы сделать процесс обучения более комфортным.

«Детям становится интереснее, микроскопы новые современные, ноутбуки, новые, комплекты работотехники, комплекты для сдачи ОГЭ по химии и другое оборудование. Отремонтировали кабинеты, есть зона отдыха с пуфиками и шахматными столами. Когда современный ремонт и оборудование, тогда и у учителей крылья расправляются, тогда и методы меняются», – отмечает Елена Смирнова.

Любимчики и нелюбимчики

Опыт Елены Владимировны показывает, что у каждого возраста свои особенности. У пятиклашек еще «горят глаза», у старших появляется более ответственное отношение к учебе. Труднее с седьмыми и восьмыми классами из-за подросткового возраста. Но и с ними, уверена педагог, возможно найти общий язык.

«Любимчики есть, все мы люди. Другой вопрос – выделять ли этих любимчиков? Я считаю, что не выделяю, но они есть в каждом классе. Был даже целый класс любимцев – выпустила их перед своим выходом в декрет. Они приезжали к нам в гости, дарили игрушки на рождение сына, до сих пор со многими общаемся. Насчет нелюбимчиков – педагоги знают, что ребенок сам по себе плохим не может стать. Если ученик агрессивный, значит, с ним так общаются родители, а если еще и мы будем агрессировать, то неизвестно, что получится. После уроков остаются отстающие, но, бывает, приходится просить: «Не придешь ли ты, мой милый друг, исправить свои двойки». На уроках карточки с разными уровнями. Для сильных детей одни задания, для слабых – другие, чтобы хоть как-то вытянуть», – рассказывает Елена Смирнова.

Педагог говорит, что в профессии ей больше всего помогают упорство, активность, жизнерадостность, стремление найти подход к каждому. А еще бескомпромиссная честность. Но не всегда получается оставаться серьезной – с детьми без смеха не обойтись.

«Однажды на уроке информатики ученик спросил, где взять бумагу. Я застыла на несколько секунд... Оказалось, он интересовался, как создать новый лист в «Ворде»! Это было очень смешно. Но у ребенка дома нет компьютера, нет телефона, поэтому по-доброму похихикали».

Классный руководитель

Супруг Елены Александр Александ­рович работает в Присухонской школе седьмой год. Пара признается, что на их отношения педагогическая деятельность влияет только положительно – в школе почти не встречаются, зато дома делятся впечатлениями, как прошел день. К тому же серьезно разгружает ребенок – 3-летний Даня способен быстро отвлечь. Любовь к детям у Александра зародилась уже давно, хотя до должности учителя физкультуры пришлось пройти определенный путь.

«Учился заочно, подрабатывал в кофейне, где с Леной и познакомились, пришел в школу педагогом допобразования. Поскольку по первому образованию я художник-оформитель, вел у младших классов занятия по рисованию. Также обучал их компьютерной грамотности и организовал танцевальный кружок, потому что с детства занимался танцами. Потом предложили поработать учителем физкультуры. Первый год – прекрасно, второй год – прекрасно, а потом дали классное руководство – и стало... гораздо веселее. Всё вроде гладко, хотя иногда хотелось уйти. Устаешь – за каждого переживаешь, узнаешь, как дела – терапия будь здоров, еще и работа с родителями. Не так просто – дали, и ты контролируешь, глубокая работа», – отмечает Александр.

Более 200 ребят с первого по девятый класс – такова нагрузка на учителя. «Прокачивать» навыки получается и в спорте, и в педагогике. Александр ведет секции по футболу и волейболу, ребята регулярно тренируются, выступают на районных и областных соревнованиях. Отличаются ученики и в Юнармейском движении. Так, недавно подопечного Ивана Егорова наградили знаком «Юнармейская доблесть». Эту награду вручают тем, кто достигает высоких результатов в состязаниях, олимпиадах и слётах.

Наставник не отстает – два года назад представлял Вологодчину на Первом Всероссийском форуме классных руководителей в Москве. Об этом вспоминает с воодушевлением: «Три дня интересных мозговых штурмов со звездами и блогерами, где они рассказывали о своем пути и становлении их личности. Информацией потом поделился с другими учителями».

Тяга к победам у Александра появилась с ранних лет – занятия танцами помогали получать титулы, но при этом не терять живых эмоций. В подростковом возрасте коллектив «Вологодские узоры» взял Гран-при Международного фестиваля «Единство России». Ребята с номером «Давай, дружок, по Вологде кружок» покорили жюри именно неординарностью и открытостью. Привитые давным-давно качества и навыки выручают до сих пор.

«Всё, что было заложено в детстве, разносторонность очень помогает в педагогике. Родители отдали в художественную школу, окончил. Футбол больше всего нравился, а танцы выбрал для развития. Сестра танцевала, она меня подтянула, дорос до определенного уровня. Сейчас на уроках с детьми проводим музыкальные разминки, для них это энергия и веселье. Иногда нужно номера поставить на праздник. Всеми своими навыками делюсь. И рисование помогает в плане оформления, и компьютерная графика – сделать видео, монтаж или в «Фотошопе» фото обработать. Творческая составляющая моей личности – на своем месте нахожусь», – улыбается Александр Смирнов.

И тут же признается: не было мыслей, что пришел куда-то не туда. Об обратном говорят горящие глаза детей и отзывы родителей.

Поделиться этим материалом
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ РУБРИКИ