Её величество Береста

Живы и сегодня славные традиции старинного берестяного промысла, потому что есть люди, которые их берегут и передают своим потомкам. Одна из них - мастер народных художественных промыслов Вологодской области,  жительница поселка Кувшиново Изольда Галаева.

Генетическая память

По словам Изольды Павловны, путевку в творчество ей дали тяжелые 90-е годы.

«Наверное, те, кто тяжелее всего пережил 90-е годы, ругали их. Но мы, простые люди, очень спокойно ко всему относились, осознавая, что Господь дает нам возможность привыкнуть ко всякой жизни, в том числе и трудной. Считаю, что человек, столкнувшийся с препятствиями и переживший их, уже герой», - рассуждает Изольда Галаева. - Помню, одна моя знакомая предложила пойти вместе с ней на курсы по берестоплетению. Поначалу я, конечно, отказалась, считая, что это не мое занятие. Будучи филологом по образованию, я видела себя только с книгой в руках, но уж никак не с берестой. В тот момент я еще не знала, как сильно изменится мое будущее с появлением этого природного материала в моей жизни... Однажды на участке мы выкорчевывали березы, освобождая территорию под грядки. И когда одно из деревьев упало на землю, я взяла в руки бересту. В этот момент почувствовала желание что-­то сделать из нее, сотворить. Мне кажется, это был Божий промысел, а может, проснулась генетическая память».

Изольда Павловна изучила свою родословную до петровских времен. Все ее предки были крестьянами и занимались разнообразными промыслами, в том числе и берестоплетением. Именно это она и считает своей генетической памятью, отсылом к прошлому.

После этого случая женщина сразу попросила у своей знакомой все записи с занятий по берестоплетению.

«Так как тогда у меня не было фотоаппарата, многие вещи я просто «фотографировала» глазами», - поясняет Изольда Галаева.

Никольские наставники

И вот уже 30 лет Изольда Павловна занимается берестоплетением и преподает его другим. Среди ее учеников не только дети, но и взрослые.

«Сама я берестоплетению училась у никольских мужиков, - вспоминает Изольда Галаева. - Это были настоящие носители традиций, которые плели с детства. Они даже не предполагали, что их мастерством кто-­то заинтересуется. Сейчас, к сожалению, их уже нет в живых. А нашла я их после прочтения книги о том, что в Никольске хорошие березы».

Вместе со своими единомышленниками изучала в тех краях берестоплетение целую неделю. «Мне важно было всё увидеть своими глазами, понять технику, потрогать материал, поговорить с природой. Спустя некоторое время я и сама написала книгу о художественном плетении бересты. Время пришло».

Берестяные изделия присутствуют у Изольды Павловны и дома. В берестяных лукошках она держит лук и чеснок, считая, что так они лучше хранятся. Имеются у Изольды Павловны и бусы из бересты, которые она иногда носит.

«В старину украшения из бересты считались оберегами», - улыбается мастерица.

А в коридоре ее дома висит подарок - берестяные лапти.

«Лапти очень часто фигурируют в нашем фольклоре, их можно часто встретить в пословицах, поговорках, загадках, - говорит Изольда Павловна. - Раньше наши предки считали, что лапти обладают невероятной силой, если их повесить при входе в дом, то отрицательные мысли у входящего человека исчезают».

Но интерьер своего дома Изольда Павловна не загромождает изделиями из бересты.

«Зачем? Я не вижу в этом смысла, ведь мы живем в современном мире», - говорит она.

На вопрос, как берестоплетение помогло женщине пережить тяжелые 90-­е годы, она отвечает, что этот период, несмотря на все трудности, был для нее самым интересным.

«Берестоплетение помогло мне чисто психологически пережить все сложности, - говорит Изольда Павловна. - Я очень много ездила, изучая это ремесло: была во Франции, Германии, Чувашии, Архангельской области. Меня никто не заставлял, всё по своему желанию. Я продолжаю это делать сейчас. Это хобби, которое стало моей работой, отдыхом, неотъемлемой частью жизни».

Именно ремесленников, создающих что­то своими руками, Изольда Павловна считает одними из самых ценных людей на земле.

«Ремесленников очень мало. Людей, живущих трудом, я считаю основой жизни, это соль земли Русской», - подчеркивает ремесленница.

90-е годы Изольда Павловна характеризует временем возрождения ремесел. И это она не считает случайным.

«Дело в том, что в трудное время люди возвращаются к прошлому, чтобы понять, а что там было хорошего, чтобы привлечь его в настоящее», - размышляет Изольда Галаева.

Тонкости ремесла

В технологии заготовления бересты есть и свои тонкости, на которые обращает внимание мастерица.

«Например, весной собирают бересту, из которой намереваются делать посуду, - поясняет Изольда Павловна. - А вот осенью заготовляют бересту на лапти. Весной собирать бересту на обувь не стоит, так как она не такая прочная и жесткая. Так как береста имеет свойство скручиваться, то ее необходимо положить под гнет для полного выпрямления. А потом можно разрезать на полоски. Перед плетением их необходимо обработать маслом или жиром, чтобы закрылись поры, мешающие высыханию. Также этот способ позволяет сделать материал более эластичным. Конечно, процесс заготовления коры очень длительный, а вот изделие можно сплести и за день».

По словам Изольды Павловны, учиться берестоплетению нужно начинать на бумаге или на обоях, портить бересту для этих целей - непозволительная и бессмысленная роскошь.

«Я считаю, что берестоплетением свойственно заниматься далеко не каждому. Поэтому совсем не понимаю учителей, которые считают, что весь класс должен заниматься берестоплетением. Хотя согласна, что это ремесло улучшает моторику. Я думаю, что не человек выбирает бересту, а береста человека. Как это произошло в моем случае», - заключает мастерица.

Изольда Павловна продол­жает обучать ремеслу своих учеников. Ремеслу возвращаться к прошлому и своим истокам½

Ирина ЛУССЕ

Архив Изольды Галаевой

Поделиться этим материалом
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ РУБРИКИ