ВСЁ ПОПОЛАМ
Супруги очень гармонично дополняют друг друга, их союзу уже больше 60 лет. Оба позитивные, жизнерадостные, до сих пор влюбленные. И дети пошли по стопам родителей, выбрав педагогику
В семье Пугиных нет извечного противостояния физиков и лириков, хотя Сергей Николаевич по профессии учитель математики, а Надежда Владимировна — русского языка и литературы.
У мужа и жены желание делиться знаниями появилось еще в детстве.
«Маленькой я в играх выбирала роль учителя. В школу пошла с 8 лет, уже умела читать и писать. Тогда решила, что точно стану учителем. Мне эта профессия казалась самой лучшей. Я наблюдала за учителями и думала, что они особенные», — вспоминает Надежда Владимировна.
«У меня тетя — учитель, я был у нее в первом классе. А жили одной семьей. Приедем домой, проверит домашнее задание. Не понравится, как написал, скажет: «Не пойдешь гулять». Так к аккуратности меня приучила. Тётя и будущая жена примером стали», — поясняет Сергей Николаевич.
БОЙКАЯ ВЕСЕЛУШКА И ЮНЫЙ ПОЭТ
Надежда Владимировна ходила в Порозовскую школу из Великова за два километра, а в старших классах на уроки приходилось добираться за 15 километров. Но расстояние совершенно не пугало — тяга к знаниям была сильнее неудобств.
«Даже не думали, что трудно и далеко. Подвоза на автобусах никакого не было. В старших классах ходили в Высоково: в три часа утра встанешь, котомку с теплым караваем за плечи — и вперед. В компании казалось, что так хорошо и ладно. Я много читала, ведь в каждой книге есть что-то полезное. Всегда находила что-то для себя: и доброту, и ответы на жизненные вопросы. Русский язык тоже любила, особенно в 6-7-х классах. У нас была очень хорошая учительница Анастасия Ивановна».
Гуманитарные науки и стали для девушки основными. Она окончила педагогическое училище. Год отработала в Краснопахарской школе, а потом освободилось место в родной Порозовской. Работала учителем начальных классов, год — учителем математики в 5-6-х классах. Заочно окончила институт и устроилась работать учителем русского языка и литературы. В 1967 назначили завучем по учебно-методической работе, а в 1969 году — директором школы. В 1988 году возглавила Макаровскую школу, которая образовалась путем слияния Порозовской и Фермовской школ. А Сергей Николаевич по окончании института работал там же 50 лет учителем математики.
С будущим мужем Надежда Владимировна познакомилась еще в старших классах. «Мы вместе играли в волейбол. Сергей спортивный был, участвовал в соревнованиях. Ему приглянулась бойкая веселушка. Наше первое свидание состоялось 11 августа 1957 года. Ждала из армии три с половиной года, письма писал, сочинял стихи. Потом поженились и уж больше не расставались. Веселый был такой, интересный, на гармони играл.
Раньше участвовали в художественной самодеятельности, с педагогическим коллективом ездили по окрестным деревням, выступали с клубом. Да и сейчас под настроение сядем, попоём».
ПОСТОЯННЫЙ ПЕДСОВЕТ
У супругов Пугиных педагогический стаж на двоих — больше 90 лет. Надежду Владимировну коллеги помнят как самоотверженного и исполнительного педагога, преданного делу, требовательного к себе и окружающим. А у Сергея Николаевича вообще только одна запись в трудовой книжке: «Принят учителем».
Надежда Пугина признается, что удавалось всё совмещать, потому что супруг помогал и в семье, и на работе. Сам он, как это частенько случается в сельских школах, был «многостаночником». Вел математику с физикой, а также физкультуру, труд и даже историю с географией.
Напряженным стал период, когда Порозовская школа сгорела и пришлось отстраивать ее заново. Поэтому всё время пропадали на работе. Но привычные к труду, не сетовали, ведь так приятно создавать что-то новое, полезное для общества.
«Муж трудился и за строителя, и за грузчика, договаривался с транспортом. Детей много, около 200 человек. Где-то надо было всех разместить. Размещали по четырем приспособленным зданиям, вот и приходилось крутиться. Позднее при образовании Макаровской школы требовалось решать много организационных вопросов. Уроки отведешь — идешь в Макарово: то на собрания, то на совещания, то на субботники».
Дети Пугиных буквально жили в школе, ведь в отсутствие детского сада малышей брали на уроки. Поэтому выбор профессии был предопределен. Светлана, как и мама, выучилась на филолога, а Александр Сергеевич, несмотря на литературные имя и отчество, предпочел физику с информатикой.
«Дети всегда отличались самостоятельностью, учились хорошо. Когда я проверяла тетради, дочь сидела рядом и подсказывала, какие оценки поставить. Сейчас она работает в Череповце, а Саша — в нашей Макаровской школе. У нас дома круглосуточный педсовет. Все эти годы помогаем друг другу, всё вместе. Самое хорошее в работе — когда родители учеников понимающие, а дети отзывчивые, когда результаты есть, это радует. Но чтобы быть хорошим учителем, нужно и за собой следить, всегда много работать над собой. И, конечно, любить детей».
Сергей Николаевич радуется, что его и супругу до сих пор навещают бывшие ученики, не забывают поздравлять с праздниками. Даже иногда он собирается с «ребятами» из первого выпуска, который состоялся в далеком 1967 году.
На пенсии супруги не скучают: держат коз и кур, ухаживают за большим огородом, выращивают овощи. Неизменный помощник — сын Александр, живущий неподалеку. Как признается Надежда Владимировна, он верная опора: и животных обиходить, и сено заготовить, и отвезти, куда потребуется. Сам Александр Сергеевич трепетно любит родной край, а в большом населенном пункте себя не представляет.
«У меня свой дом и участок. Даже не думалось, чтобы уехать в город. Мне просто там не прожить. Когда приезжаешь туда, хочешь поскорее вернуться домой», — говорит Александр Пугин.
Так и живет семья, где всё взаимно: и любовь, и поддержка, и уважение. Все дела и вопросы решаются совместно. Всё пополам.