За что отвечает транспортная прокуратура?
На вопросы газеты "Маяк" отвечает Вологодский транспортный прокурор Вадим Сурин.
– За что отвечает транспортная прокуратура?
– Вологодская транспортная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законодательства в сферах, связанных с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием железнодорожного, воздушного и водного транспорта, соблюдением требований транспортной безопасности, трудовых прав работников предприятий. Контролируем работу органов госконтроля, ведомственных поликлиник РЖД, Вологодского техникума железнодорожного транспорта. В сфере нашего надзора также Вологодский таможенный пост, и, соответственно участники внешнеэкономической деятельности. Также прокуратурой ведется надзор за процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью органов внутренних дел на транспорте. Мы контролируем ход расследования уголовных дел следователями Следственного комитета России о преступлениях, совершенных на объектах транспорта. Поддерживаем государственное обвинение в судах. И, конечно, координируем и ведем сами борьбу с коррупцией в транспортной сфере.
– Какая сейчас обстановка в Вологодской области на железнодорожном, воздушном и водном транспорте?
– На территории поднадзорной Вологодской транспортной прокуратуре более 1000 км внутренних водных путей 14 шлюзов, 5 паромных переправ 11 наплавных мостов, свыше 10 судовладельческих организаций владеющих 143 единицами флота. В ГИМС ГУ МЧС России по Вологодской области зарегистрировано более 27 тысяч маломерных судов (конечно не все из них используются).
В сфере воздушного транспорта под постоянным контролем находятся АО «Вологодское авиапредприятие», ООО «Авиапредприятие «Северсталь», предметом наших проверок, прежде всего, является обеспечение безопасности авиа перевозок, соблюдения прав пассажиров, трудовых прав работников авиапредприятий, соблюдение правил эксплуатации и ремонта воздушных судов. Также проверили авиаперевозчиков, не использует ли кто-то контрафактные некачественные детали и узлы в своих воздушных судах. Таких нарушений не выявлено.
Самые массовые перевозки по прежнему осуществляются по железной дороге. Крупнейший владелец железнодорожной инфраструктуры конечно ОАО «РЖД». Большое число таких объектов у ПАО «Северсталь», компании «ФосАгро». Здесь также особое внимание мы уделяем безопасности перевозок, исправности подвижного состава, объектов инфраструктуры (вокзалов, станций, переездов, мостов и переходов) соблюдения прав пассажиров и работников предприятий железнодорожного транспорта, доступности объектов для маломобильной категории граждан.
Оценивая общую обстановку в Вологодском транспортном регионе, в том числе в сравнении с соседними, необходимо отметить, что она стабильна. Число пострадавших на объектах транспорта по сравнению с прошлыми периодами снижается. Удалось снизилось количество фактов непроизводственного травматизма на объектах железнодорожного транспорта почти в два раза (с 15 до 8). В 2022 году травмирован 1 несовершеннолетний, в 2021 году смертельно травмировано 2 несовершеннолетних. Безусловно на это повлияли принимаемые меры профилактического характера, как транспортной прокуратуры, так и других субъектов этой деятельности (органов внутренних дел, предприятий ОАО «РЖД», органов местного самоуправления, учебных заведений).
– Где отмечается больше всего нарушений? Что часто становится причиной нарушения?
– В прошлом году более 450 нарушений выявлено только на объектах транспорта. Железнодорожный – 208, водный – 155, воздушный – 90. В таможенной сфере выявлено 64 нарушений. 75 виновных должностных лиц привлечены к дисциплиной ответственности. 53 лица привлечены к административной ответственности. По результатам прокурорских проверок возбуждено 4 уголовных дела. Если сравнивать с прошлыми годами, можно отметить некоторое снижение количества допущенных нарушений.
Чаще всего причиной допускаемых нарушений является непроведение своевременного ремонта либо техобслуживания объектов транспортной инфраструктуры, непринятие своевременных мер в связи с изменениями действующего законодательства.
Серьезную помощь нам оказывают пассажиры, общественные организации. Благодаря такой связи мы получаем информацию о нарушениях и принимаем меры к их устранению.
– В каких случаях и с чем чаще всего обращаются в прокуратуру?
– Значительное число обращений связано с нарушением трудовых прав работников транспортных предприятий, состоянием объектов транспортной инфраструктуры, качества и безопасности предоставляемых услуг пассажирам, в том числе маломобильных групп граждан.
С целью оперативного реагирования на обращения, руководство транспортной прокуратуры ежедневно ведет личный прием граждан, осуществляются выездные приемы на различных объектах транспорта.
– Как построена борьба с преступностью и коррупцией на транспорте?
– Особое внимание уделяется противодействию хищению личных вещей пассажиров и других преступлений, совершенных на транспорте. Прокуратура контролирует соблюдение закона на всех стадиях расследования, при необходимости мы добиваемся активизации хода расследования.
В структуре преступности на территории поднадзорной нашей прокуратуре в 2022 году преобладали преступления имущественного характера, доля которых от общего количества зарегистрированных преступлений составила 40,% и относительно показателей прошлого года уменьшилась на 8,7%
Преступления в сфере незаконного оборота наркотиков в 2022 году не преобладали, их число сократилось на 26,4%. В долевом соотношении преступления линии НОН по итогам 2022 года составили 12% от числа всех выявленных преступлений.
В сравнении с аналогичным периодом прошлого года в 2022 году количество краж снизилось на 23%. Снизилось количество краж, совершенных в поездах на 50%, более 90 % таких преступлений раскрыты.
Существенно активизирована работа правоохранительных органов по выявлению коррупционных преступлений, их количества выросло более чем на 60%, при том, что преступления такого вида наиболее сложно выявлять и доказывать.
Расследование всех уголовных дел коррупционной направленности контролируется прокурором лично.
– Расскажите о коллективе вашей прокуратуры, требованиях предъявляемых к сотрудникам.
– Наша прокуратура, несмотря на значительное количество поднадзорных объектов, небольшая, всего 5 сотрудников прокуратуры, но все они опытные, квалифицированные специалисты, имеющие опыт работы и в других правоохранительных органах.
4 из 5 сотрудников нашей прокуратуры выпускники Северо-Западного института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина"
К работникам прокуратуры, а это и прокурор, и помощники прокурора, кроме соответствующего юридического образования, предъявляются требования по состоянию здоровья, безупречной репутации, моральным и деловым качествам.
Базовым образовательным учреждение для Северо-Западной транспортной прокуратуры, в состав которой входит Вологодская транспортная прокуратура, является Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Университет прокуратуры Российской Федерации».
Нами проводится постоянная работа по подбору кандидатов, как для обучения в профильном учебном заведении, так и специалистов для службы в органах прокуратуры.