С 7 по 16 ноября 2022 года на территории Вологодской области проводится оперативно-профилактическое мероприятие "С ненавистью и ксенофобией нам не по пути"

Противодействие преступлениям экстремистского характера является одной из приоритетных задач системы МВД. В современном обществе проблема экстремизма выходит на крайне высокий уровень интенсивности. Борьба с экстремизмом на уровне одной лишь сферы его проявления представляет собой важное, но далеко не единственное направление противодействия экстремистской угрозе. Необходимо формирование такой системы противодействия, которая учитывала бы специфику оснований развития экстремизма, что требует выработки обширной теоретической базы, раскрывающей его сущность как явления, а также основные механизмы и факторы его развития. О значимости углубленного исследования проблемы экстремизма свидетельствует и тот факт, что современная практика противодействия экстремизму сопряжена с рядом сложностей, связанных, в частности, с недостатком понятийной определенности экстремизма и, как следствие, с возникновением разночтений на уровне трактовки юридических норм. Успешное противодействие органов внутренних дел экстремизму опирается на глубокое понимание сути проблемы. Начнем с понятийной определенности.

Экстремизм – это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений, совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами. Среди таких проявлений можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны.

Наиболее радикально настроенные экстремисты часто в принципе отрицают какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. Однако экстремизм как явление вполне живуч и в государствах с демократическим устройством, включающим в себя многочисленные права и свободы.

Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Различают следующие основные виды экстремизма: политический, национальный и религиозный.

Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителям других национальностей, проживающих на этой же территории.

Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма. Широкое распространение получила ваххабитская идеология, лозунгом которой является «смерть всем неверным».

Политический экстремизм – это движения или течения, направленные против существующего конституционного строя. Как правило, национальный или религиозный экстремизм является основанием для возникновения политического экстремизма. На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации.

Юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в ст. 1 Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»:

– насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

– публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

– возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

– пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

– нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

– воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

– воспрепятствование законной деятельности государственных орга-нов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

– совершение преступлений по мотивам политической, идеоло-гической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

– пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

– публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

– публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

– организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

– финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев.

1. Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в виде общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным кодексом РФ.

2. Действия носят публичный характер, затрагивают общественно значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Убеждения человека не могут содержать признаков экстремистской деятельности, пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят свое выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию такой символики будет содержать признаки экстремизма.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Административная ответственность – наступает за совершение административного правонарушения, т. е. противоправного деяния, характеризующегося более низкой общественной опасностью, чем преступление. Так, Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за следующее:

1. Пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (ст. 20.3 КоАП РФ).

К нацистской атрибутике и символике могут быть отнесены знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты. Административно наказуемым является и сбыт, изготовление или приобретение с целью сбыта такой символики.

Символика экстремистской организации – официально зарегистрированная символика организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным законом, принято вступившее в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

2. Производство и распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения (ст. 20.29 КоАП РФ).

Экстремистские материалы – это документы либо информация на иных носителях, которые призывают к осуществлению экстремистской деятельности. К подобным материалам относятся труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии; фашистской партии Италии; публикации, оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство; публикации, оправдывающие совершение преступлений против какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Наиболее строгая форма ответственности за осуществление экстремистской деятельности – уголовная. Основанием для уголовной ответственности является совершение преступления, т. е. противоправного, общественно опасного деяния (действия или бездействия), за которое Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность. Данный вид ответственности связан с наиболее серьезными правоограничениями для лиц, привлекаемых к ней, вплоть до лишения свободы на определенный срок.

Основными принципами, на основании которых осуществляется противодействие проявлениям экстремизма, являются:

– законность – строгое соблюдение в процессе реализации мер противодействия требований Конституции РФ, ратифицированных Россией международных договоров и соглашений, федеральных конституционных законов, федеральных законов и подзаконных нормативных актов;

– комплексность – объединение усилий основных субъектов предупредительной деятельности в противодействии проявлениям экстремизма;

– оптимальность – достижение при наименьших материальных, финансовых, ресурсных затратах наибольших результатов в деятельности по противодействию экстремизму;

– оᴨеративность – осуществление предупредительных мер, адекватных криминологической ситуации.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

– принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

– выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Эффективность противодействия экстремизму во многом зависит и от качества координации деятельности правоохранительных органов. Координация должна быть более жесткой по процедурам выработки и выполнения согласованных решений. Этот процесс должен сопровождаться четким распределением ролей, использованием сил и средств, форм и методов работы, адекватных складывающимся угрозам и тенденциям их развития. Продуманная координация должна минимизировать экстре-мистскую преступность.

Профилактическая деятельность ОВД не менее важна. Необходимо не только пресекать преступления экстремистского характера, но и проводить профилактическую работу. Сложность экстремизма как явления и его понятийная неопределенность являются причиной преобладания абстрактного, отрывочного представления о его специфике в сознании граждан. Это и есть причина возникновения такого деструктивного явления, как неосознанная вовлеченность отдельных членов общества в экстремистскую деятельность.

Адекватное понимание отношения членов общества к конкретным формам экстремизма опирается на общую характеристику структуры общества и его актуального состояния, что отражает вопрос о факторах развития экстремизма. Тогда как профилактическое (упреждающее) освещение проблемы отношения к экстремизму в социальном сознании предполагает также анализ отношения членов общества к радикальным методам разрешения конфликтных ситуаций, что отражает момент производимой на уровне социального сознания оценки приемлемости или, напротив, неприемлемости радикальной методологии.

Степень развитости социального сознания отдельных членов общества, а также понимание природы экстремизма напрямую определяют степень их подверженности экстремистским установкам, а также отношение к государственной политике по противодействию экстремистской деятельности. По этой причине адекватное освещение социальной ситуации в непосредственной работе с гражданами, правовое информирование граждан, а также предотвращение публикации материалов заведомо деструктивного характера представляют собой важные направления профилактики развития экстремизма системой МВД.

Следует понимать, что оценка государственной политики по противодействию экстремистской угрозе складывается из суммы факторов, к числу которых относятся общий уровень доверия к власти, степень осознанности и целостности социального мировоззрения членов общества, понимание ими специфики экстремизма как социального явления. В совокупности это определяет установку на сотрудничество с государством в противодействии экстремизму (либо просто положительную оценку такого сотрудничества) или, напротив, высокую степень неприятия деятельности политической, исполнительной, судебной и правоохранительной структур по пресечению существующих очагов развития экстремизма и профилактике возникновения новых.

Деструктивные процессы в современном обществе, в частности развитие экстремистских тенденций, вышли на уровень активной самоорганизации, что свидетельствует об угрозе целенаправленного насаждения экстремистских установок. Поскольку в ряде случаев привитие экстремистских установок носит организованный характер целенаправленного воздействия на социокультурное пространство, немаловажно формирование системы мер по противодействию рассмотренным деструктивным процессам, что связано с анализом и оптимизацией структурных элементов общества, ответственных за формирование социальных установок членов общества. Экстремизм как духовное явление представляет собой девиантную форму политического сознания и политической деятельности. Основанием для этого утверждения служит то, что экстремизм ориентирован на радикальное изменение социально-политического устройства общества. По этой причине экстремизм в своем основании всегда содержит идеологическое обоснование, т. е. содержит в себе определенную политическую теорию. Кроме того, конечной целью всех видов экстремизма служит либо прямой захват государственной власти, либо оказание существенного влияния на систему государственного управления.

Соответственно, исследование реалий трансформирующегося глобального общества в контексте противодействия экстремизму – задача не менее важная для современного сотрудника ОВД, чем реакция на негативные последствия глобальных трансформаций.

Организации экстремистского характера, деятельность которых запрещена в Российской Федерации.

В зависимости от идеологического основания принято различать три основных вида экстремистских сообществ:

· леворадикальные;

· праворадикальные;

· основанные на религиозно-политическом радикализме.

По своему характеру идеология леворадикальных движений представляет собой отклонение от социалистической идеологии, исходящей из приоритета общественных интересов над интересами индивидов. В настоящее время научному исследованию леворадикального движения уделяется недостаточно внимания. Во многом это связано с тем, что на фоне угроз, исходящих от исламистского экстремизма и попыток праворадикальных группировок разжечь расовую, национальную и культурную ненависть, леворадикализм воспринимается как менее опасный, нежели указанные основные формы экстремизма. Это также связано с тем, что как в массовом сознании, так и в сознании многих представителей различных ветвей власти сформировалось представление о леворадикализме как о совокупности крайних форм коммунистической идеологии и многочисленных видов анархизма. Однако современный леворадикализм начиная с 60-х гг. прошлого столетия претерпел существенные идеологические изменения. Важнейшими чертами леворадикальных организаций являются:

· социализм – стремление к построению бесклассового общества, лишенного эксплуатации;

· интернационализм – признание принципиального равенства всех рас и национальностей;

· антиимпериализм – отрицание захватнической, националистической и шовинистической политики;

· классовость – признание социальной принадлежности и классовых интересов главными мотивами поведения людей и рассмотрение социально-экономической и политической жизни через призму классовой борьбы;

· антикапитализм – отрицание ценностей капиталистического общества и рыночной экономики, поддержка государственного вмешательства в социально-экономические процессы;

· революционизм – признание допустимости применения насильственных методов изменения сложившихся в обществе социальных, экономических, политических и правовых отношений.

Как отмечают современные зарубежные и отечественные исследователи Н. Невитт, Р. Ингхарт, В. Вейкер, Ю.Д. Артамонова, А.Л. Демчук, Л.А. Бурганова, современный леворадикализм не имеет жестко очерченных партийных и идеологических границ, что дает ему возможность обращаться к широким социальным слоям. Важнейшими идеологическими и социально-организационными признаками современного леворадикализма следует признать:

– идею устранения экономического излишка посредством требования повышения «сверх зарплаты», которая должна, по мысли ее создателей
П. Бэрэна и П. Суизи, уменьшить финансовые расходы на ВПК и прекратить вывоз капитала за границу;

– теории революционной борьбы, выдвинутые А. Негри, Х. Малером, У. Майнхофом, которые должны преодолеть «отчуждение индивида от общества»;

– интерпретации выдвинутой Г. Маркузе, М. Фуко, Ж. Делезом, Ф. Гваттари концепции контркультуры, которая реализуется в поддержке субкультур (панки, традиционные скинхеды, хипстеры) с целью создания общества нового типа, не связанного с капиталистическими ценностями;

– горизонтальная, сетевая, а не вертикальная организация движения, широкое применение информационно-коммуникационных технологий во время проведения протестных акций;

– готовность к использованию протестных настроений среди различных групп граждан – обманутых дольщиков, водителей- дальнобойщиков, жителей домов, отдаваемых под новые застройки, и т. д.;

– разработка методов организации партизанской войны в духе так называемой «городской» (Карлос Маригелла) и «сельской» (Эрнесто Че Гевара) герильи.

На одном из леворадикальных сайтов сетевая организация партизанской войны в городских условиях представлена следующим образом:

– вместо единой партии создается экстремистская сеть, лишенная единого руководства и детально разработанной идеологии, что позволяет включать в нее людей различных политических взглядов;

– сеть включает в себя две основных категории лиц: комбатантов (бойцов) и симпатизантов (сочувствующих);

– в структурном отношении сеть состоит из следующих элементов: ячеек, актов экспроприаций, тыла, резервирования и координации действий;

– ячейки не связаны между собой и реализуют различными экстремистскими и террористическими методами идею, изложенную на определенном сайте;

– экспроприации, осуществляемые посредством краж, грабежа и разбоя нацелены, прежде всего, на создание инфраструктуры экстремистской деятельности;

– тыл представляет собою совокупность маршрутов перемещения, места укрытия, складирования оружия и экстремистских материалов, размещения угнанных транспортных средств и изменения их внешнего вида;

– резервирование предполагает незаконное приобретение и захват транспорта, оружия, различных видов военной амуниции;

– координация между ячейками и членами ячеек осуществляется посредством коммуникативно-информационных технологий – Интернета и социальных сетей.

Главной целью создания сети городских партизан служит, по мнению идеологов российского леворадикализма, осуществление так называемой
РВП – революционной вооруженной пропаганды, которая представляет собой экстремистскую деятельность, осуществляемую следующими методами:

– метод «символического теракта» – взрывы около государственных учреждений, как правило, в ночное время с целью избежания жертв и демонстрации бессилия власти;

– метод «максимального ущерба» – теракты, направленные на нанесение вреда государственным учреждениям, объектам экономики, а также связанные с физическим уничтожением военных и сотрудников правоохранительных органов;

– метод «хромых коленей» – совершение террористических акций, направленных против государственных служащих, военных и сотрудников правоохранительных органов, имеющих целью нанесение вреда их здоровью, не позволяющего им выполнять служебные обязанности;

– метод «народной тюрьмы» – захват заложников и удержание их в законспирированных местах или за границей.

Помимо революционной вооруженной пропаганды идеологи леворадикализма выделяют так называемые методы «самообороны», которые подпадают под определение экстремистской деятельности. К числу важнейших методов «самообороны» относятся:

– террористические акты и акции устрашения, направленные против представителей судебной власти и сотрудников пенитенциарной системы;

– убийства и акты устрашения граждан, оказавших содействие в раскрытии и расследовании преступлений экстремистской направленности;

– революционная правозащита, представляющая собой организацию кампаний в поддержку освобождения лиц, осужденных за осуществление экстремистской деятельности.

Благодаря эффективной деятельности государства в целом и его правоохранительной системы в частности, рассмотренные способы осуществления экстремистской деятельности и совершения террористических актов, предлагаемые идеологами леворадикализма, остаются в настоящее время нереализованными. Однако сотрудникам полиции необходимо знать о существовании таких методов и быть готовыми к пресечению планов экстремистски настроенных сил.

В противоположность леворадикализму праворадикализм представляет собой крайнюю форму консерватизма, подчеркивающего необходимость поддержания религиозных и моральных традиций для нормального развития общества. В своем основании праворадикальные сообщества имеет следующие принципы:

· авторитаризм – допущение возможности получения политической власти путем ее незаконного удержания или захвата определенным лицом, группировкой или партией;

· национализм – рассмотрение своей нации в качестве высшей ценности и деятельности на ее благо в качестве главной заслуги (по своему характеру национализм прямо противоположен классовому подходу социализма, поскольку призывает людей подняться над классовыми различиями ради блага нации);

· шовинизм – крайняя форма национализма, провозглашающая превосходство своей нации над другими нациями и право на их подчинение;

· расизм – учение о неравенстве человеческих рас и определяющей роли расовых различий на развитие человеческого общества и культуры;

· ксенофобия – восприятие кого-либо чужого как зла (чаще всего данный термин применяется для обозначения ненависти к иным нациям и государствам);

· фашизм – политическая идеология, сочетающая в себе идеи вождизма, шовинизма и ксенофобии.

Практика социального радикализма предполагает проведение акций протеста, несанкционированных пикетов и демонстраций, совершение хулиганских выходок и актов вандализма, нарушение работы различных видов транспорта и т. д. Склонность социального радикализма к агрессии и противоправной деятельности позволяет правоохранительной системе рассматривать его как потенциальную опасность общественному порядку. Вместе с тем отсутствие прямой угрозы государственной власти со стороны социального радикализма позволяет относить совершаемые на его почве противоправные действия к сфере компетенции МВД.

В отличие от социального радикализма политический радикализм предполагает борьбу за обладание государственной властью. Кроме того, социальная платформа политического радикализма, как правило, шире, а идеологическое обоснование более проработано, нежели идеология социального радикализма. Вместе с тем между социальным и политическим радикализмом существует ряд общих черт, важнейшими из которых являются:

· фундаментализм – строгое следование требованиям какой-либо доктрины (религиозной, политической, философской и т. д.);

· утопизм – представление о возможности построения общества, в котором будут искоренены основные виды социального зла;

· революционизм – признание неизбежными кардинального и насильственного изменения имеющихся социальных отношений и закрепляющего их правопорядка.

В настоящее время праворадикальное движение породило достаточно сложное социально-политическое явление, которое можно определить как праворадикальную или националистическую среду. Под праворадикальной средой следует понимать общность людей, в той или иной степени разделяющих ультраправые политические взгляды. По своей социальной структуре праворадикальная среда весьма разнообразна и включает в себя социальные группы различной степени общности: от политических партий и общественно-политических движений до групп в социальных сетях. В самом общем виде социальная структура праворадикальной среды может быть представлена в виде трех основных слоев: стихийного, группового и организационного.

Верхний, стихийный слой праворадикальной среды имеет в социально-организационном отношении максимально аморфный характер и представлен лицами, сочувствующими различным формам националистической идеологии. В зависимости от степени увлеченности данными идеями и решимости участвовать в праворадикальном движении сочувствующие могут:

– черпать информацию о праворадикальной идеологии и событиях праворадикального движения из Интернета и СМИ;

– создавать локальные группы в социальных сетях;

– совмещать виртуальное и реальное знакомство с лицами, разде-ляющими праворадикальные взгляды;

– осуществлять моральную и финансовую поддержку праворади-кальных организаций и групп;

– участвовать в отдельных массовых мероприятиях экстремистского характера;

– оказывать ограниченную помощь активным участникам праворади-кального движения при совершении ими экстремистских акций или уклонении от уголовной ответственности;

– спорадически совершать акции экстремистского характера.

В целом участники верхнего слоя праворадикального движения представляют собой рекрутов для ультраправых групп и организаций. Как правило, рекрутирование осуществляется в молодежной среде.

Второй слой праворадикальной среды представлен экстремистскими группами, которые обладают значительно большей степенью сплоченности и идеологической определенности, нежели молодежная националистическая субкультура. В организационном плане групповой слой праворадикальной среды состоит из небольших замкнутых групп, которые могут иметь как политический, так и религиозный, а также смешанный религиозно-политический характер.

В отличие от образований группового уровня праворадикальной среды социальные образования третьего, организационного уровня являются более многочисленными, устойчивыми, функционально развитыми и рационально управляемыми общностями. Если основная задача стихийного уровня праворадикальной среды заключается в рекрутировании новых участников националистического движения, а главная функция группового уровня состоит в оказании силового воздействия на общество и государство, то важнейшей целью организационного уровня следует признать разработку идеологии и стратегии политической борьбы. При этом идеологическая составляющая играет определяющее значение только для третьего уровня. Так, на стихийном уровне участниками праворадикального движения усваиваются только предельно общие экстремистские установки сознания и поведения. Групповой уровень отдает предпочтение действию перед теоретизированием и социально-политическим строительством. Он удовлетворяется выбором и обоснованием какого-либо одного положения экстремистской идеологии и стремится реализовать его насильственными методами. При этом этот выбор, с точки зрения участников экстремистской группировки, должен встретить наибольшую поддержку населения. По этой причине экстремистские группировки формируются под простыми и «злободневными» лозунгами борьбы с незаконными эмигрантами, засильем кавказцев на рынках; требованиями наказания педофилов, противодействия пропаганде гомосексуализма и т. п. Только религиозные и религиозно-политические группировки праворадикалов используют более развитые идеологические системы.

В противоположность носителям идеологии нс-скинхедов и участникам экстремистских группировок члены националистических ультраправых организаций имеют конкретную идеологическую концепцию, из которой вытекает программа политических действий. Сложность формирования и детализации политической идеологии и особенно необходимость формирования навыков ее реализации приводят к усложнению структуры националистических организаций и включению в них лиц, обладающих различными функциональными обязанностями. Важнейшими функционерами экстремистских организаций являются:

– руководители, определяющие непосредственное руководство организацией и ставящие перед ней как близлежащие, так и перспективные задачи;

– идеологи, создающие идеологические концепции и политические программы организации;

– активисты, участвующие в организации различных политических акций, в том числе экстремистского характера;

– пропагандисты, осуществляющие пропаганду конкретной экстремистской идеологии в СМИ, Интернете, социальных сетях, на митингах и т. д.;

– сочувствующие, принимающие участие в массовых мероприятиях организации и осуществляющие ее материальную и моральную поддержку.

Кроме того, большое значение для успешного функционирования любой экстремистской организации имеют спонсоры, которые часто находятся за пределами организации, но пользуются в своих интересах результатами ее деятельности.

По своему характеру политические организации праворадикалов являются не массовыми, а кадровыми. Это означает, что в их состав входит небольшое число членов, которые выступают при организации политических акций и массовых беспорядков в качестве организующей и направляющей толпу силы. По этой причине малочисленность националистических организаций не должна вводить в заблуждение, поскольку при определенных условиях она легко преодолевается. Куда большее значение для радикальной организации имеет не ее численность, а ее «география», т. е. распространенность в различных регионах страны. Чем в большем числе регионов она представлена, тем выше ее способность использовать различные негативные для действующей власти ситуации в свою пользу и заявлять о себе как о действенной политической силе.

Для сотрудников правоохранительных органов знание особенностей субкультуры участников праворадикального движения является одним из условий раскрытия и предупреждения преступлений экстремистской направленности.

Важнейшими характерными чертами религиозно-политического радикализма следует признать:

· спиритуализм – признание объективного существования сверхъестественного бытия и рассмотрение его в качестве сущности реального природно-социального мира;

· клерикализм – признание исключительной роли религии в социально-политической и духовной жизни общества;

· религиозный фанатизм – нетерпимое отношение к светской культуре, атеизму и иным религиозным конфессиям.

Общим для всех форм экстремизма служит наличие в их мировоззрении трех важнейших установок:

· предвзятое рассмотрение человека через призму его расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности;

· наличие образа «врага», на которого возлагается ответственность за «ущемленное положение» той или иной нации или социальной группы;

· признание насилия в качестве допустимого средства решения социально-политических проблем;

· стремление к реализации заведомо утопической модели развития общества и государства.

Религиозный экстремизм – это стремление к переустройству мира на почве религиозных убеждений. Кроме того, данное понятие трактуют как отрицание целостной системы традиционных для конкретного общества религиозных ценностей, желание одной из конфессий распространить свои верования и религиозные законы на общество в целом. Сегодня на слуху выражение «исламские экстремисты», но необходимо понимать, что религиозный экстремизм – это не только ислам: это некоторые христианские течения, стремящиеся насадить свои религиозные взгляды, основанные на национализме; это секты, призывающие своих адептов не признавать светский характер России, запрещающие получать, например, паспорта, ИНН и пр. Главные цели, которые ставят перед собой религиозные экстремистские течения, – признание своей веры единственной, подавление и уничтожение всех остальных религиозных конфессий, насильственное присоединение их к своей вере. С этой точки зрения исламский экстремизм со своим лозунгом «Смерть всем неверным» является самым ярким, распространенным, агрессивным. В основе исламского религиозного экстремизма лежит учение о том, что ислам – не только религия, но целостная политическая, идеологическая и социальная система, стоящая выше всех конфессий. Поэтому представители движения считают, что именно ислам должен править миром, а все, не признающие его, должны быть уничтожены.

Другой яркий пример деструктивных религиозных сообществ экстремистского характера – тоталитарные секты. В современном религиоведении под термином «тоталитарные секты» принято понимать особый способ организации религиозного или псевдорелигиозного сообщества, представляющего опасность как для общества и государства, так и для лиц, вовлеченных в деятельность такого рода объединений. Как правило, данное понятие применяется по отношению к тем нетрадиционным религиозным образованиям или современным религиям, которые в своей практике агрессивны по отношению к традиционным религиозным конфессиям, оказывают разрушительное действие на сознание человека, а также подрывают фундаментальные социальные и культурные нормы, действующие в обществе. Важнейшими признаками тоталитарных сект являются:

· авторитарный способ организации, проявляющийся в безусловном подчинении членов секты ее лидеру;

· ограничение прав членов секты в личной жизни, собственности и финансовой самостоятельности;

· враждебное отношение к инакомыслящим;

· нарушение социальных и культурных норм, принятых в обществе.

Термином «тоталитарная секта» принято объединять три основных вида религиозных или квазирелигиозных организаций, важнейшими из которых являются:

· организации, отколовшиеся от традиционных религиозных конфессий, не содержащие в своей догматике и культовой практике экстремистских элементов, но максимально дистанцирующиеся от общества;

· организации, содержащие в своей догматике и культовой практике радикальные и экстремистские элементы, но проявляющие их только в определенных обстоятельствах;

· организации, содержащие в своей догматике радикальные и экстремистские элементы и реализующие их в своей практике.

По своему идейному содержанию тоталитарные секты весьма разнообразны. Более того, данным термином принято обозначать не только религиозные, но и коммерческие, оздоровительные, образовательные и иные организации, использующие тоталитарные методы управления своими членами.

По своему вероучению тоталитарные секты могут быть религиозными, оккультными, психотерапевтическими, псевдонаучными и коммерческими культами. Примером религиозной секты может служить дестркутивная тоталитарная секта «Белое братство», основанная в 90-х г. в Киеве и во второй половине 2000-х гг., перенеся центр своей деятельности в Москву. Основу учения «Белого братства» составляет утверждение о том, что Бог является женщиной, а его земным воплощением служит лидер секты Марина Цвигун (ныне Виктория Преображенская). Примерами оккультных тоталитарных сект могут служить различные группировки сатанистов, как правило, попадающие под действие ст. 239 «Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан» и ст. 282.1 «Организация экстремистского сообщества» УК РФ. Кроме того, сатанинское вероучение, открыто проповедующее поклонение злу, помимо своего аморального и антигуманного учения сопряжено с совершением обрядов, которые предполагают повреждение памятников истории и культуры, жестокое обращение с животными, совершение ритуальных убийств. В свою очередь, примером психотерапевтических и псевдонаучных культов может служить так называемая Церковь саентологии, основанная Роном Хаббардом и ставящая своей целью исцеление человека от психологических травм и развитие его способностей и личности на научной основе. При этом причисление к религиозным организациям рассматривается ее руководством как средство освобождения от налогообложения. Одним из примеров коммерческих культов, по мнению известного специалиста в области сектоведения А.Л. Дворкина, может служить деятельность компании «Гербалайф», осуществляющей продажу биологически активных добавок (БАДов) на принципах сетевого маркетинга и неоднократно обвиняемой в том, что она является финансовой пирамидой.

Разнообразие идейного содержания учений тоталитарных сект приводит к тому, что они предлагают своим последователям различные способы отношения к обществу, варьирующиеся от формального выполнения социальных обязанностей до стремления к разрушению сложившейся системы правопорядка.

В организационном отношении современный экстремизм претерпевает существенные изменения. Жесткая иерархическая структура экстремистских организаций уходит в прошлое. На смену ей приходят сетевые структуры, предполагающие отсутствие центрального управления, единой идеологии, определенной стратегии действий. Вместо этого современный экстремизм предлагает своим последователям предельно общую идею, реализация которой может быть осуществлена с учетом конкретной социально-политической ситуации. В результате перехода экстремизма к сетевой организации характер и место совершения экстремистских и террористических акций становятся все более непредсказуемыми.

В настоящее время экстремизм может иметь следующую социальную организацию:

· централизованную, предполагающую жесткую многоступенчатую иерархию и единое руководство;

· сетевую, состоящую из изолированных ячеек, идеологически подчиняющихся единому центру, но обладающих самостоятельностью в осуществлении экстремистских акций;

· атомарную, состоящую из саморадикализованных одиночек, совершающих экстремистские и террористические акции по собственной инициативе.

Социальная опасность экстремизма заключается в том, что для реализации своего утопического социально-политического идеала он использует такие насильственные средства, как организация массовых беспорядков, захват заложников, проведение диверсионных акций, партизанская война, терроризм.

В настоящее время выделяют следующие запрещенные в России экстремистские организации.

· «Правый сектор».

· «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА-УНСО).

· «Украинская повстанческая армия» (УПА).

· «Меджлис крымско-татарского народа».

· Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры».

· Украинская организация «Братство».

· Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ».

· Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия».

· Свидетели Иеговы.

· Группа «Джамаат мувахидов».

· Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат».

· «Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая».

· Международное религиозное объединение «Ат-Такфир валь-Хиджра».

· Региональное общественное объединение «Национал-социалистическая рабочая партия России» (НСРПР).

· Межрегиональное общественное движение «Славянский союз».

· Приморская региональная правозащитная общественная организация «Союз славян».

· Религиозная группа Краснодарская Православная Славянская община «ВЕК РА».

· Общественное незарегистрированное объединение группа «Рада земли Кубанской Духовно-Родовой Державы Русь».

· Местная религиозная организация Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов.

· Местная религиозная организация Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов.

· Религиозная организация Мужская Духовная Семинария Духовное Учреждение профессионального религиозного образования Древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов.

· Рязанская городская общественная патриотическая организация «Русское национальное единство».

· Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» (НСО, НС).

· Местная организация города Краснодара «Пит Буль» (Pit Bull).

· Межрегиональное общественное объединение «Формат-18».

· Религиозная группа «Благородный орден дьявола».

· Межрегиональное общественное движение «Армия воли народа».

· Местная общественная организация «Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца».

· Межрегиональное общественное объединение «Духовно-Родовая Держава Русь».

· Татарстанское региональное отделение общероссийского патриотического движения «Русское национальное единство».

· Религиозная группа Соколова О.В., Русских В.В. и Петина А.Г., исповедующая, культивирующая и распространяющая идеи доктрины «Древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов».

· Межрегиональное объединение «Русский общенациональный союз».

· Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции».

· Международное объединение «Кровь и Честь» (Blood and Honour/Combat18, B&H, BandH).

· Общественное объединение (движение) «Омская организация общественного политического движения «Русское национальное единство».

· Межрегиональное общественное объединение «Северное братство».

· Кировская региональная общественная организация «Клуб болельщиков футбольного клуба «Динамо-Киров».

· Религиозная группа «Файзрахманисты».

· Местная религиозная организация «Мусульманская религиозная организация п. Боровский Тюменского района Тюменской области».

· Община коренного русского народа.

· Военно-патриотический клуб «Белый Крест».

· Организация – межрегиональное национал-радикальное объединение «Misanthropic division» (название на русском языке «Человеконенавистническая дивизия»), оно же MD, или Md.

· Религиозное объединение последователей инглиизма в Ставропольском крае.

· Межрегиональное общественное объединение – организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»).

· Общественное движение «TulaSkins».

· Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские».

· Региональное общественное объединение «Русское национальное объединение «Атака».

· Религиозная группа молельный дом «Мечеть Мирмамеда».

· Автономная некоммерческая организация патриотического воспитания молодежи «Рубеж Севера».

· Организация футбольных болельщиков «ТОЙС» (иные наименования: T.O.Y.S, The Opposition Young Supporters).

· Набережночелнинское отделение Татарстанского регионального всетатарского политического общественного движения (РЕВТАТПОД) – Всетатарского Общественного Центра (ВТОЦ) (НЧО ТОЦ).

Выявление, противодействие и пресечение деятельности экстремистских организаций является важнейшим аспектом противодействия экстремизму как социальному явлению силами МВД. Стоит отметить, что эффективность такого противодействия во многом зависит от того, насколько сотрудник является подготовленным и информированным.

Информационные и методические материалы

Поделиться этим материалом
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ РУБРИКИ