Названы главные барьеры и шаги для развития системы непрерывного экологического образования в России

Рабочая группа по экологическому образованию Координационного совета при Общественной палате  РФ по экологическому благополучию провела исследование, итогом которого стал аналитический доклад на тему «Как построить эффективную государственную систему непрерывного экологического образования и просвещения в Российской Федерации». В нем эксперты назвали барьеры на пути развития этой системы и предложили конкретные шаги по ее построению

В ходе исследования эксперты проанализировали действующую систему нормативно-правового обеспечения и необходимые механизмы и шаги по созданию в России государственной системы непрерывного образования и просвещения. Выявлено, что один из ключевых барьеров – это недоработанность законодательной базы. Для решения данного вопроса потребуется единая методология, четкий межведомственный план действий и оценка эффективности работы высших должностных лиц в субъектах РФ. 

Полный текст исследования доступен по ссылке.

 «Проведена большая исследовательская работа, и теперь перед нами стоит вызов, как действовать дальше. Мы видим три уровня работы. Первый – на федеральном уровне внести изменения в законодательство, доработать нормативную базу, а также создать методологию, чтобы любой стейкхолдер, который хочет заняться экологическим образованием, понимал, чего нужно достичь и как измерять эффективность своей деятельности. Второй уровень – работа с региональными проектами, но обязательно с учетом федеральных норм. Наконец, взаимодействие с сектором НКО и научными организациями. Конечно, нужно идти всеми тремя путями», – прокомментировала Елена Горохова, директор Движения ЭКА, руководитель рабочей группы по экообразованию Координационного совета при Общественной палате РФ по экологическому благополучию.

«Проблема в том, что сегодня нет четкого определения экологической культуры. Статья №71 ФЗ «Об охране окружающей среды» говорит о том, что процесс ее формирования должен быть комплексным и системным. Однако статья №72 об основах экологической культуры, которые должны закладываться со школьного возраста, в 2012 году была исключена из текста закона. В результате у нас законодательно не закреплены четкие требования по формированию экологической культуры, нет единой методологии, инструментария для достижения цели, ведомства работают несогласованно. Многие мероприятия по охране окружающей среды и развитию экопросвещения в субъектах РФ оказываются неэффективными», – отметила Лариса Шмелькова, член Научного совета по проблемам экологического образования Российской академии образования и Координационного совета при Общественной палате РФ по экологическому благополучию.

Эксперты также предложили модельный план построения государственной системы непрерывного экологического образования и просвещения. Он включает несколько основных шагов:

  • Создать документ стратегического планирования с приоритетами, целями и задачами экологического образования и просвещения.
  • Запустить государственную программу или национальный проект, включающий федеральные проекты по экологическому образованию, просвещению, подготовке кадров для устойчивого развития России.
  • Включить показатели по формированию экологической культуры в оценку эффективности работы руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
  • Создать рабочую группу при Госсовете Российской Федерации по направлению «Экологическая культура (или Устойчивое развитие России)» для координации межведомственных работ.
  • Усовершенствовать законодательство: принять Федеральный закон «Экологическое образование, просвещение и культура», а также доработать Федеральный закон № 7-ФЗ, внести изменения в Федеральный закон № 273-ФЗ.

Доклад был представлен на круглом столе «Экологическая культура: в чем общественная выгода?» в Общественной палате РФ. Рекомендации экспертов будут направлены в профильные органы власти.

Поделиться этим материалом