Конфликт интересов при исполнении должностных обязанностей

Нормы об урегулировании конфликта интересов в первую очередь распространяются на государственных и муниципальных служащих. Но в отношении работников учреждений тоже действуют ограничения, запрещающие смешивать исполнение должностных обязанностей и личные интересы.

Какие ситуации квалифицируются как нарушение? Кто в них участвует? И как распознать, что конфликт интересов действительно возникает или может возникнуть?

Случаи возникновения и предотвращения конфликта интересов, имеющие отношение к государственным (муниципальным) учреждениям, регулируются федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно статье 10 под таким конфликтом понимается ситуация, когда личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. В свою очередь, личная заинтересованность - это возможность получить доходы в виде денег, иного имущества или выгод (преимуществ), появляющаяся у названного лица или его родственников (свойственников), а также у связанных с ними граждан или организаций.

Статья 13.3 Закона № 273-ФЗ устанавливает обязанность организаций (независимо от их организационно-правовой формы) разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

- определять подразделения или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных нарушений;

- принимать кодекс этики и служебного поведения работников организации;

- предотвращать и урегулировать конфликт интересов

Руководителей и работников учреждений обязывают уведомлять о личной заинтересованности – для этого тоже издаются специальные нормативные акты.

Когда возникает конфликт интересов? Как определить, что в конкретной ситуации личная заинтересованность и конфликт интересов все же возникают? По нескольким признакам.

Во-первых, в силу ч. 2 ст. 10 Закона № 273-ФЗ заинтересованность должностного лица связана:

- с его близкими родственниками или свойственниками (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей);

- с гражданами или организациями, с которыми должностное лицо, его родственники либо свойственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Иные близкие отношения могут сложиться, например, с дальними родственниками, бывшей супругой (супругом), школьными друзьями, однокурсниками, коллегами по работе (в том числе с бывшими), соседями. Признаки таких отношений - совместное проживание, наличие регистрационного учета по одному месту жительства, ведение общего хозяйства, наличие общих внебрачных детей, участие в расходах другого лица (оплата его долгов, отдыха, лечения, развлечений), регулярное совместное проведение досуга, дарение ценного имущества.

Во-вторых, личная заинтересованность обусловлена возможностью получения доходов и иных выгод.

Личный интерес, появляющийся у руководителя или иного сотрудника учреждения, может влиять как на его непосредственное выполнение должностных обязанностей, так и на выполнение обязанностей другим должностным лицом (как правило, из вышестоящего органа). Наиболее часто заинтересованность обусловлена наличием родственных отношений.

А потому важно уметь самостоятельно выявлять потенциально опасные обстоятельства. Если возможный или возникший конфликт интересов подтверждается, надо своевременно подать работодателю соответствующее уведомление.

Отдел кадровой работы и противодействия коррупции управления кадровой
и  документационной работы администрации округа

 

 

 

Поделиться этим материалом
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ РУБРИКИ