В ожидании перемен

Жители Вологодского района проголосовали за муниципальный округ.

15 февраля в администрации Вологодского района прошли районные публичные слушания по преобразованию территории. В них приняли участие жители разных населенных пунктов, представители местных администраций, члены Общественного совета района. За новый статус высказалось большинство участников заседания, голосовавших против не было. Ранее в девяти из десяти сельских поселений прошли свои слушания, где жители также проголосовали за создание округа.

Предыстория

Двухуровневая система местного самоуправления (МСУ) (низший уровень - поселения, верхний - район) существует в России с 2003 года. В основу системы закладывались задачи: «власть ближе к народу» и экономическая самостоятельность поселений. До 2012 года муниципалитетам оставляли 30  % НДФЛ. Потом в 2015 году доля снизилась до 20%, а в 2018-м - до 15 %. Сейчас 2 %. Итог: те средства, которые сегодня выделяются на «самостоятельность» поселений, фактически на 50-70 % «съедаются» на содержание аппарата и никоим образом не уходят на решение задач местного уровня. По этой же причин большинство поселений уже сейчас передали исполнение своих полномочий на более высокий - районный - уровень.

Сложившаяся ситуация на местах привела к тому, что 25 января Госдума приняла в первом чтении проект базового закона об общих принципах организации местного самоуправления (МСУ), которым вводится одноуровневая система организации самоуправления и объединение территорий по окружному принципу. По мнению его разработчиков, закон призван повысить эффективность работы властей в муниципалитетах и ответственность местных чиновников перед жителями.

Предложенный к рассмотрению проект продолжает встраи­вание Муниципального самоуправления в систему государственной власти и приходит на смену №131-ФЗ. При этом муниципалитетам дается время на принятие решения. По предложению разработчиков проекта, процесс должен завершиться только к 1 января 2028 года. Тем не менее инициировать формирование муниципальных округов можно уже сейчас, это позволяет сделать пока еще действующий №131­ФЗ. Положениями этого закона уже воспользовался ряд муниципальных образований в Архангельской области, Пермском и Ставропольском краях и др. С лета 2021 года в муниципальные округа были преобразованы все 25 муниципальных районов Удмуртии.

Объективная необходимость

Для Вологодского района необходимость перехода на окружную систему для выстраивания эффективной модели управления актуальна и назрела давно. Территория муниципалитета разделена на 10 поселений. Среди них есть огромные по площади, но малочисленные по населению сельские поселения и, на­
оборот, маленькие, но густонаселенные. Задача муниципальной власти - обеспечить равномерное развитие всех населенных пунктов района.

«По моему глубокому убеждению, каждая территория должна иметь собственную стратегию развития с учетом ее потенциа­ла, - поясняет глава Вологодского района Сергей Жестянников. - Однако разработать стратегию мало - важно ее претворить в жизнь. А сделать это в отрыве от муниципальных, региональных, федеральных повесток и финансирования в настоя­щее время просто нереально. Те средства, которыми сегодня располагают поселения, фактически уходят на содержание аппарата и не могут в полной мере обеспечить развитие территории. Привлечь потенциал нацпроектов, федеральных и региональных программ проще более крупному муниципальному образованию, такому, как округ».

Администрация Вологодского района по этой схеме работает не первый год, и подобный подход оправдывает все ожидания.

Дефицит власти

Законопроект предусматривает упрощение системы местного самоуправления, уточнение компетенции его органов как наиболее приближенного к населению уровня власти. Бытует мнение, что с внедрением муниципальных округов люди на сельских территориях останутся без внимания властей, один на один со своими проблемами.

«В законопроекте не идет речи о полной ликвидации власти на местах, - поясняет Сергей Жестянников. - В каждом поселении остается территориальный пункт. Это те же самые главы поселений, которые и будут продолжать делать то, что делали раньше - разбирать ежедневную текучку, решать проблемы жителей и реализовывать задачи развития территории. Но при этом им не придется принимать и издавать кучу НПА, вести бухгалтерию и решать возникающие юридические коллизии - всё это уйдет в район (т. е. округ). Таким образом мы освобождаем глав от несвойственных им функций. Поэтому местные жители никоим образом не останутся без внимания властей. Граждане по­-прежнему продолжат получать льготы и государственные услуги. Более того, мы планируем дополнительно организовать представительства администрации в крупных населенных пунктах, там, где раньше были сельсоветы, но которые были оптимизированы в ходе предыдущей реформы».

При этом деятельность терпунктов, по мнению главы, недопустимо сводить только к уборке мусора и замене лампочек.

«Специалисты на местах должны быть заинтересованы и участвовать в развитии территории, иметь необходимые компетенции, - добавляет Сергей Жестянников. - Мы планируем провести для них обучение проектному методу и подключить к работе единого проектного офиса».

Общественные помощники

Более эффективному и результативному управлению муниципалитетом будет способствовать и включение в работу органов общественного самоуправления (ТОС, старосты).

«Продолжим развивать институты старост и сельских ТОС и включать их в проектное управление на уровне района. Рассматриваем возможность выделения средств из бюджета муниципалитета на инициа­тивы ТОС», - отмечает глава района. - В муниципалитете работают сеть многофункциональных центров, на базе библиотек организованы Центры общественного доступа. Любой житель может сюда обратиться за поддержкой и помощью. Для оперативного решения вопросов мы разработали систему обратной связи «Заяви о проблеме». Еженедельно на планерке в администрации разбираем наиболее трудно­исполнимые вопросы и ищем пути решения».

Разработчики законопроекта об общих принципах организации МСУ учли этот момент и уточнили перечень форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Глава 5 «Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления» детально регламентирует такие важные для местного само­управления институты, как территориальное общественное самоуправление, инициативные проекты, староста сельского населенного пункта.

Полная ответственность

Еще одним преимуществом одноуровневой системы местного самоуправления является невозможность переваливания ответственности с одной администрации на другую.

«Заявителю будет неважно, куда он обращается. Информация будет попадать в район автоматически, потому что территориальные пункты будут включены в структуру администрации, - поясняет Сергей Жестянников. - И глава/руководитель администрации несут полную ответственность за решение поставленных вопросов. Не справился - губернатор имеет возможность применить меры административного воздействия вплоть до отстранения от работы такого руководителя. Эффективность обращений возрастет в разы. А в той ситуации, что есть сейчас, решения часто стопорятся на поселенческом уровне из-за нехватки финансирования».

Объединение поселений в единый округ дает еще одно преимущество - колоссальную экономию средств. Со слов Сергея Жестянникова, даже по скромным подсчетам, чистая экономия за счет централизации функций составит несколько десятков миллионов рублей. Высвободившиеся средства можно направить на развитие территории, в частности, на разработку стратегии и/или проектно-сметной документации для участия в федеральных и региональных проектах.

Признанный лидер

Применяемые в Вологодском районе подходы по централизации полномочий на уровне администрации района позволили в разы повысить эффективность управления территориями. На практике это подтверждается признанием на уровне региона - четвертый год подряд муниципалитет признается лидером в сфере муниципального управления.

«Мы обсудили вопрос перехода на окружную систему со всеми главами сельских поселений, и они понимают необходимость назревших перемен. Заручившись их поддержкой, предложение по созданию на территории Вологодского района муниципального округа мы направили в адрес губернатора, - резюмирует Сергей Жестянников. - Допускаю, что рассматриваемый законопроект до своего принятия в третьем чтении еще претерпит ряд изменений. Но я уверен, что из него не пропадет главное - забота об интересах граждан - жителей сельских территорий. Поэтому продолжаем работать и движемся в сторону создания на нашей территории муниципального округа».

Елена Павлова

Пресс-служба администрации Вологодского района

Поделиться этим материалом
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ РУБРИКИ