В ожидании перемен
Жители Вологодского района проголосовали за муниципальный округ.
15 февраля в администрации Вологодского района прошли районные публичные слушания по преобразованию территории. В них приняли участие жители разных населенных пунктов, представители местных администраций, члены Общественного совета района. За новый статус высказалось большинство участников заседания, голосовавших против не было. Ранее в девяти из десяти сельских поселений прошли свои слушания, где жители также проголосовали за создание округа.
Предыстория
Двухуровневая система местного самоуправления (МСУ) (низший уровень - поселения, верхний - район) существует в России с 2003 года. В основу системы закладывались задачи: «власть ближе к народу» и экономическая самостоятельность поселений. До 2012 года муниципалитетам оставляли 30 % НДФЛ. Потом в 2015 году доля снизилась до 20%, а в 2018-м - до 15 %. Сейчас 2 %. Итог: те средства, которые сегодня выделяются на «самостоятельность» поселений, фактически на 50-70 % «съедаются» на содержание аппарата и никоим образом не уходят на решение задач местного уровня. По этой же причин большинство поселений уже сейчас передали исполнение своих полномочий на более высокий - районный - уровень.
Сложившаяся ситуация на местах привела к тому, что 25 января Госдума приняла в первом чтении проект базового закона об общих принципах организации местного самоуправления (МСУ), которым вводится одноуровневая система организации самоуправления и объединение территорий по окружному принципу. По мнению его разработчиков, закон призван повысить эффективность работы властей в муниципалитетах и ответственность местных чиновников перед жителями.
Предложенный к рассмотрению проект продолжает встраивание Муниципального самоуправления в систему государственной власти и приходит на смену №131-ФЗ. При этом муниципалитетам дается время на принятие решения. По предложению разработчиков проекта, процесс должен завершиться только к 1 января 2028 года. Тем не менее инициировать формирование муниципальных округов можно уже сейчас, это позволяет сделать пока еще действующий №131ФЗ. Положениями этого закона уже воспользовался ряд муниципальных образований в Архангельской области, Пермском и Ставропольском краях и др. С лета 2021 года в муниципальные округа были преобразованы все 25 муниципальных районов Удмуртии.
Объективная необходимость
Для Вологодского района необходимость перехода на окружную систему для выстраивания эффективной модели управления актуальна и назрела давно. Территория муниципалитета разделена на 10 поселений. Среди них есть огромные по площади, но малочисленные по населению сельские поселения и, на
оборот, маленькие, но густонаселенные. Задача муниципальной власти - обеспечить равномерное развитие всех населенных пунктов района.
«По моему глубокому убеждению, каждая территория должна иметь собственную стратегию развития с учетом ее потенциала, - поясняет глава Вологодского района Сергей Жестянников. - Однако разработать стратегию мало - важно ее претворить в жизнь. А сделать это в отрыве от муниципальных, региональных, федеральных повесток и финансирования в настоящее время просто нереально. Те средства, которыми сегодня располагают поселения, фактически уходят на содержание аппарата и не могут в полной мере обеспечить развитие территории. Привлечь потенциал нацпроектов, федеральных и региональных программ проще более крупному муниципальному образованию, такому, как округ».
Администрация Вологодского района по этой схеме работает не первый год, и подобный подход оправдывает все ожидания.
Дефицит власти
Законопроект предусматривает упрощение системы местного самоуправления, уточнение компетенции его органов как наиболее приближенного к населению уровня власти. Бытует мнение, что с внедрением муниципальных округов люди на сельских территориях останутся без внимания властей, один на один со своими проблемами.
«В законопроекте не идет речи о полной ликвидации власти на местах, - поясняет Сергей Жестянников. - В каждом поселении остается территориальный пункт. Это те же самые главы поселений, которые и будут продолжать делать то, что делали раньше - разбирать ежедневную текучку, решать проблемы жителей и реализовывать задачи развития территории. Но при этом им не придется принимать и издавать кучу НПА, вести бухгалтерию и решать возникающие юридические коллизии - всё это уйдет в район (т. е. округ). Таким образом мы освобождаем глав от несвойственных им функций. Поэтому местные жители никоим образом не останутся без внимания властей. Граждане по-прежнему продолжат получать льготы и государственные услуги. Более того, мы планируем дополнительно организовать представительства администрации в крупных населенных пунктах, там, где раньше были сельсоветы, но которые были оптимизированы в ходе предыдущей реформы».
При этом деятельность терпунктов, по мнению главы, недопустимо сводить только к уборке мусора и замене лампочек.
«Специалисты на местах должны быть заинтересованы и участвовать в развитии территории, иметь необходимые компетенции, - добавляет Сергей Жестянников. - Мы планируем провести для них обучение проектному методу и подключить к работе единого проектного офиса».
Общественные помощники
Более эффективному и результативному управлению муниципалитетом будет способствовать и включение в работу органов общественного самоуправления (ТОС, старосты).
«Продолжим развивать институты старост и сельских ТОС и включать их в проектное управление на уровне района. Рассматриваем возможность выделения средств из бюджета муниципалитета на инициативы ТОС», - отмечает глава района. - В муниципалитете работают сеть многофункциональных центров, на базе библиотек организованы Центры общественного доступа. Любой житель может сюда обратиться за поддержкой и помощью. Для оперативного решения вопросов мы разработали систему обратной связи «Заяви о проблеме». Еженедельно на планерке в администрации разбираем наиболее трудноисполнимые вопросы и ищем пути решения».
Разработчики законопроекта об общих принципах организации МСУ учли этот момент и уточнили перечень форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Глава 5 «Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления» детально регламентирует такие важные для местного самоуправления институты, как территориальное общественное самоуправление, инициативные проекты, староста сельского населенного пункта.
Полная ответственность
Еще одним преимуществом одноуровневой системы местного самоуправления является невозможность переваливания ответственности с одной администрации на другую.
«Заявителю будет неважно, куда он обращается. Информация будет попадать в район автоматически, потому что территориальные пункты будут включены в структуру администрации, - поясняет Сергей Жестянников. - И глава/руководитель администрации несут полную ответственность за решение поставленных вопросов. Не справился - губернатор имеет возможность применить меры административного воздействия вплоть до отстранения от работы такого руководителя. Эффективность обращений возрастет в разы. А в той ситуации, что есть сейчас, решения часто стопорятся на поселенческом уровне из-за нехватки финансирования».
Объединение поселений в единый округ дает еще одно преимущество - колоссальную экономию средств. Со слов Сергея Жестянникова, даже по скромным подсчетам, чистая экономия за счет централизации функций составит несколько десятков миллионов рублей. Высвободившиеся средства можно направить на развитие территории, в частности, на разработку стратегии и/или проектно-сметной документации для участия в федеральных и региональных проектах.
Признанный лидер
Применяемые в Вологодском районе подходы по централизации полномочий на уровне администрации района позволили в разы повысить эффективность управления территориями. На практике это подтверждается признанием на уровне региона - четвертый год подряд муниципалитет признается лидером в сфере муниципального управления.
«Мы обсудили вопрос перехода на окружную систему со всеми главами сельских поселений, и они понимают необходимость назревших перемен. Заручившись их поддержкой, предложение по созданию на территории Вологодского района муниципального округа мы направили в адрес губернатора, - резюмирует Сергей Жестянников. - Допускаю, что рассматриваемый законопроект до своего принятия в третьем чтении еще претерпит ряд изменений. Но я уверен, что из него не пропадет главное - забота об интересах граждан - жителей сельских территорий. Поэтому продолжаем работать и движемся в сторону создания на нашей территории муниципального округа».
Елена Павлова
Пресс-служба администрации Вологодского района