УЧАСТНИК ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ИЗ НЕФЕДОВА

 100 лет назад в октябре 1917 года в нашей стране произошло одно из крупнейших политических событий, которое повлияло на дальнейший характер всей мировой истории. Тогда власть от Временного правительства перешла к правительству, сформированному на 2-м Всероссийском съезде Советов. Нет единого мнения по поводу прошедших событий. Для одних это величайшее прогрессивное событие, которое оказало огромное влияние на ход всей мировой истории, а позволившее России выбрать некапиталистический путь развития, вырвать нашу страну из вековой отсталости, обеспечить невиданные темпы развития экономики, науки, поставить страну в один ряд с ведущими мировыми державами. Для других это национальная катастрофа, приведшая к гражданской войне и установлению в России тоталитарной системы правления. Историки будут еще спорить об этих событиях.

 Непосредственным свидетелем и участником революционных событий был наш земляк К. П. Олеванов. Константин Прокопьевич родился в 1892 году в деревне Каталовское Нефедовской волости Вологодского уезда. В 1905 году окончил церковно-приходскую школу. Занимался сельским хозяйством, как и большинство его сверстников. В 1913 году был призван в армию на Балтийский флот. Проходил обучение в городе Либаве. После обучения нёс службу на миноносце «Прозорливый». В 1914 году был направлен для дальнейшего прохождения службы в морскую авиацию, где занимался обслуживанием самолетов. Первая мировая война застала нашего земляка на острове Даго. По воспоминаниям Константина Прокопьевича, они оказались в окружении, когда флотилия ушла в Ревель, только с большим трудом им удалось пробиться к своим. Из Ревеля в 1917 году, погрузив всю военную технику и гидросамолеты на транспорт Паллада, её отправили в Гельсингфорс в Финляндию. Сами, вооружившись, направились в город Петроград для оказания помощи большевикам. В октябре 1917 года К. П. Олеванов занимался охраной важных объектов в Петрограде. Через некоторое время весь воздушный дивизион был направлен в Гельсингфорс для охраны порта и города. Когда в феврале 1918 году возникла угроза захвата кораблей Балтийского флота немецкими и финскими войсками, решено было перевести их в Кронштадт. Участником этого знаменитого ледового перехода был и Константин Прокопьевич.

 Весной 1918 года по указанию В. И. Ленина в Нижнем Новгороде были созданы Волжская флотилия. Воздушный дивизион, в котором служил наш земляк, направляется на Волгу. Вначале приходилось не только обслуживать самолеты, но и воевать на суше, ликвидировать различные банды, действовавшие в районе Самары. В этих боях погибло много товарищей Константина Прокопьевича. В один из дней четверым морякам, в их числе был и Константин Прокопьевич, было дано задание: на катере произвести разведку вплоть до Сызраньского моста через Волгу и вернуться в Нижний Новгород. Сложно описать все трудности, с которыми столкнулись моряки, но при возвращении катер представлял из себя решето, так он был изрешечен пулями и осколками. За удачно проведенную разведку, продолжавшуюся несколько дней, и полученные ценные сведения моряки получили благодарность командования флотилии. В то время задача флотилии состояла в том, чтобы очистить реки Волга и Кама от белогвардейцев. Во время продвижения по реке Каме попали на мину. Пароход «Радищев» и буксир затонули, часть команды погибла. По мере очищения реки Волги от белогвардейцев флотилия, а вместе с ней и отряд гидросамолетов, участвовали в боях под Казанью, Царицыным, Мариуполем и Таганрогом. Гидроавиационная база была готова выполнить любое задание командования. К. П. Олеванов обеспечивал бесперебойные вылеты гидросамолетов таких известных морских летчиков, как Б. Г. Чухновский и С. Э. Столярский.

 Во время военной службы Константин Прокопьевич всегда был исполнительным, аккуратным и дисциплинированным моряком, за что получал благодарности от летчиков и командования флотилии. Когда потребовалось направить на Черноморский флот в Севастополь лучших специалистов, выбор пал на Константина Прокопьевича, где он и прослужил до демобилизации в 1921 году. Вернулся на родину, а затем переехал в Вологду, где работал в различных строительных организациях.

 В середине 20­-х годов участвовал в строительстве Клуба Октябрьской революции, более известного как Дворец культуры железнодорожников. Константин Прокопьевич был делегатом 9 съезда Союза строителей с 4-­7 апреля 1926 года, делегатом Х Губернского съезда строительных рабочих с 23- 29 июня 1927 года, 6­-й Вологодской конференции строителей с 21- 24 ноября 1928 года, делегатом ХI Губернского съезда строителей с 8-­11 сентября 1928 года. В 1930 году окончил курсы десятников, работал прорабом, а с 1932 по 1933 год - директором столярной фабрики. В 1933 году Константин Прокопьевич был назначен экспедитором в совхоз «Остахово», а в 1938 году- экспедитором в Райпотребсоюз.

 С началом Великой Отечественной войны К. П. Олеванов вновь призван в ряды ВМФ, служил во флотском полуэкипаже. После Великой Отечественной войны работал бригадиром маляров в Горжилкоммунстрое.

 За добросовестный труд Константин Прокопьевич неоднократно награждался почетными грамотами, а в 1950 году его фотография была помещена на Городскую Доску Почета. Выйдя на пенсию, он вел активную общественную жизнь. Состоял в секции ветеранов Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны при Вологодском областном краеведческом музее. В 1977 году Северо­-Западным издательством была выпущена книга «Улицы Вологды», одним из авторов которой является К. П. Олеванов. Книга и сейчас представляет определенный интерес, так как рассказывает об истории нашего города, о людях, в честь кого названы улицы. К сожалению, книга вышла уже после смерти нашего земляка.

Борис СЕНИЧЕВ.

Фото предоставлено автором.

 
Поделиться этим материалом