СИЛА ТЕАТРА

Искусство в сердце

У Милитины Игоревны нет профессионального режиссерского образования. По диплому режиссер васильевского «Современника» - хореограф. Параллельно Милитина Игоревна обучалась на курсах актерского мастерства, режиссуры. Преподаватель, чувствуя талант ученицы, советовал ей продолжить обучение, поступив в учебное заведение. Но тогда Милитина Проймина даже не отнеслась к этому предложению всерьез. Искусство, по признанию режиссера, она чувствует сердцем.

Творческий стаж Милитины Игоревны - 38 лет. По распределению, после окончания училища она сразу же попала в васильевский «Современник».

- Я ни разу об этом не пожалела, работа мне всегда приносила и приносит только счастье! - говорит с блеском в глазах Милитина Проймина.

На вопрос: «Почему вы решили пойти по творческой дорожке?» Милитина Игоревна с улыбкой отвечает:

- Такая судьба! Я родилась и выросла в деревне Березник. Родители не были связаны с творчеством. Отец, Игорь Николаевич, работал радиомонтером. Мама, Нина Николаевна, первоначально трудилась в совхозе,  потом ушла на пекарню, много лет работала на почте. Конечно же, в то время не было театральных кружков. Можно сказать, что чувствовать искусство меня научила природа: поля, леса, сосенки. Когда я гуляла, то разговаривала с ней, как с чем­то живым и волшебным.

Многостаночники сцены

Работая в сфере культуры, просто невозможно трудиться по какому-то одному узкому направлению: многозадачность всегда заставляет тебя быть многостаночником.

- Здесь ты и швец, и жнец, и на дуде игрец, - улыбается Милитина Игоревна.

За большой творческий вклад в развитие театрального дела на территории Вологодского района ей была вручена премия «Успех года». Милитина Проймина не считает эту награду личной заслугой, подчеркивая, что это результат командной работы.

- Конечно, это признание приятно, - говорит Милитина Игоревна. - Но мы работаем не ради наград, а ради зрителей. И именно их реакция является критерием успеха.

Театральная труппа васильевского «Современника» насчитывает 12 актеров в возрасте от 18 до 45 лет. Ежегодно они ставят по одной серьезной постановке и ряд мелких. Все актеры самоучки, профессионального актерского образования ни у кого из них нет. О своих подопечных Милитина Игоревна отзывается как о сплоченной команде, увлеченной театром и сценой. Бывает, актеры настолько вживаются в роли, что даже в жизни начинают цитировать реплики своих героев.

Наверное, о любви к театру говорит и тот факт, что актеры сами делают декорации. Так, для постановки «Жены» по одно­именной пьесе Валентина Крымко ребята сами сделали телегу. Произведение было посвящено женщинам, трудящимся в тылу в годы Великой Отечественной войны.

«Жены» - это одна из любимых постановок Милитины Игоревны. Текст произведения привез в васильевский «Современник» актер Вологодского драматического театра Леонид Рудой. На подготовку спектакля у труппы ушло семь месяцев. Главной трудностью было собрать всех актеров на репетиции в одно время, так как все работают. На одну репетицию может уйти от полутора до трех часов. Но актеры, увлеченные любимым делом, этого времени практически не чувствуют.

Особенно Милитине Игоревне нравится, как проходит творческий процесс и актеры начинают спорить на репетициях, предлагая свое видение произведения.

- Это значит, они полностью включились в материал и началась работа. Еще очень люблю обсуждать постановку с актерами. Сначала мы читаем произведение, а потом уже анализируем поступки персонажей: почему он поступил так, а не иначе.

Фокус внимания

Рассуждая о предназначении театра, Милитина Игоревна важную роль отводит вовсе не зрелищности:

- Зрелищность - это всего лишь малая часть театра. Важнее всего - влияние театра на актера, зрителя, - подчеркивает режиссер.

В качестве иллюстраций Милитина Игоревна рассказала следующую историю:

- Однажды я предложила одному из ребят стать актером нашего народного театра. Он отказался. Спустя некоторое время я к нему обрати­лась за помощью: необходи­мо было заменить одного из актеров. И он выручил, а потом и сам, наверное, незаметно
для себя, полюбил театр. И настолько он за это время вырос в профессиональном плане!
Я с удовольствием наблюдаю, как этот актер глубоко мыслит.

А по словам актрисы Наталии Абросимовой, театр позволил ей открыть в себе новые таланты. И этой дружбе уже 20 лет. Ее первой ролью на театральных подмостках стала змея в «Маленьком принце». Сама актриса работает воспитателем в детском саду.

- Милитина Игоревна - хороший режиссер, - говорит Наталия Абросимова.

- Это плохо, - вступила в разговор Милитина Проймина. - Режиссер должен быть строгим. Я очень не люблю, когда актеры в день постановки говорят на отвлеченные темы. Меня это раздражает, потому что я вижу, что они не сосредоточены на постановке, я могу даже на них гаркнуть. Они мою требовательность уже знают, поэтому перед спектаклем кто­-то повторяет роль, кто­-то готовит костюм. Есть у нас и своя примета: если генеральный прогон прошел плохо, значит, спектакль будет отличным.

- Милитина Игоревна очень трепетно подходит к де­лу, - продолжает Наталия Абросимова. - Меня всегда по­ражают ее терпение и жизненная мудрость. И эти каче­ства я стараюсь у нее пере­нять.

От печали до радости½

Репертуар народного театра разнопланов: есть и комедии, и трагедии.

- Над трагедиями, драмами работать легче, чем над комедиями, - признается Милитина Игоревна. - Я считаю, что даже в смехе должен быть какой­то смысл. Согласитесь, что заставить плакать легче, чем смеяться.

Сейчас труппа работает над постановкой по рассказам Василия Шукшина. Уже полностью готов рассказ «Три грации». Так что скоро жителей Вологодского района ждет очередная премьера от васильевского «Современника».

Ирина Лучина

Фото автора, а также из архива Народного Васильевского театра

Поделиться этим материалом
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ РУБРИКИ