Семь талантов водителя Таланцева

С малых лет уроженец деревни Коростелево Сямженского района Валерий Таланцев умел ловко обращаться с лошадьми. Но тогда он и не предполагал, что свяжет свою жизнь с конями железными.

Водитель кобылы

В пятилетнем возрасте мальчик вместе с родителями, братьями и сестрами переехал в деревню Пилатово Спасского сельсовета, что в паре километрах от поселка Непотягово. Учился в восьмилетней школе, что находилась в пяти километрах от дома в деревне Спас. «Это сейчас детей возят в школу на автобусах, – улыбается Валерий Николаевич. – А тогда об этом мы даже и думать не могли, и пройти десять километров в день для нас было обычным делом».

Получил он полное школьное образование только после армии в непотяговской «вечерке», поскольку после восьмилетки в 1977 году началась его трудовая биография: юноша устроился рабочим в совхоз «Пригородный». Главной обязанностью Валерия была доставка на запряженных лошадьми подводах кормов на скотные дворы. Работа была привычная, так как несколько лет подряд Валерий на сенокосе занимался делом, которое поручалось только обученным ребятам. Он огребал сено с помощью специальной «огребалки» на колесах, запряженной лошадью. Потом по полю шли женщины, которые граблями собирали сено в копны.

«Среди школьников запрягать и распрягать лошадей могли только мы, пилатовские ребята, – вспоминает Валерий Николаевич. – Поэтому работу эту доверяли только нам. Руководство совхоза было нами довольно, да и мы не обижались, имея возможность заработать на каникулах лишний рубль».

«Значит, трудовую биографию вы начали с работы в должности водителя кобылы?» – пошутил я. «Получается, что так», – смеется собеседник.

Мостостроитель

В том же 77ом Валерий Таланцев получает бумагу из вологодского ДОСААФ, приглашающего на курсы водителей категории «С» (грузовые машины). В этом было заинтересовано и предприятие, поэтому после трехмесячной учебы на автомобилях «Урал», ГАЗ53 и ЗИЛ130 наш герой стал обладателем водительских прав. Вот только сесть за руль сразу не удалось, поскольку до 18летия не хватало двух месяцев. Поэтому

механик Александр Золотов поручил новичку изучать устройство списанного ГАЗ51, и выполнять обязанности автослесаря и помощника водителей по ремонту автомобилей.

Впервые за руль 51го ГАЗа он сел с волнением и радостью. Дебютировать пришлось в присутствии механика, пожелавшего лично проэкзаменовать паренька. «Помню в этот день сначала мы поехали в Вологду за запчастями, – продолжает Валерий Николаевич. – Потом еще много куда ездили, и в итоге механик остался доволен моей работой».

Основной обязанностью нашего героя стала развозка удобрений, песка и другого груза. Однако долго порулить не пришлось, поскольку в мае 1978 года он был призван в армию, в учебный полк железнодорожных войск в подмосковном Щелкове. Окончив курсы крановщиков, получил распределение на строительство Байкало-Амурской магистрали, где строил железнодорожные мосты. Служба нравилась, несмотря на некомфортные бытовые условия. Солдаты жили в палатках с рублеными, но совсем не утепленными стенами. Хотя в каждой палатке была печка-­буржуйка, зимними ночами солдаты поверх одеяла укрывались шинелями, а вода в умывальнике превращалась в лед.

Особенно памятным для ефрейтора Таланцева получился конец службы, когда он был удостоен звания «сержант» и награжден медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Мостостроителю предлагали остаться на сверхсрочную (подзаработать), но желание вернуться домой взяло верх.

Крановщик и грузчик

На гражданке армейская специальность Валерию Николаевичу пригодилась. Он устроился водителем в дирекцию строящихся животноводческих комплексов, где проработал три года на ГАЗе­53, оборудованном автокраном. «Я ездил и по Вологодскому, Харовскому районам, в Великий Устюг, туда, где строились комплексы, – поясняет Валерий Таланцев. – Привозил для них оборудование, и краном выгружал».

Однако возникла необходимость решать свой жилищный вопрос, для чего в 1983 году наш герой пошел работать на племптицесовхоз им. А. Ф. Можайского (ныне СХПК «ПлемптицаМожайское») грузчиком яйцесклада. «Не обидно было такое разжалование? – поинтересовался я. «Нет, я был очень рад, что меня взяли, – признается мой собеседник. – Ведь через год моя семья въехала в двухкомнатную квартиру с подселением. Позже она стала полностью нашей». Первый год работы он занимался погрузкой яиц в машины и участвовал в развозке их по району и областной столице. На втором году пришлось освоить также специальность слесаряремонтника яйцесортировочной машины, чтобы самому устранять неполадки, а не терять время в ожидании специалиста.

Конец 1985го оказался для Валерия Николаевича переломным. Предприятию понадобился водитель автобуса, и наш грузчик был направлен в вологодский учкомбинат на двухмесячные шоферские курсы категории «Д». Уже в новом году он стал одним из самых известных работников птицефабрики. Ведь возить приходилось не только работников предприятия, но и детей (из поселка Можайского в Непотягово в Спасскую школу). Самый ответственный участок по перевозке работников предприятия водитель Таланцев обслуживает и сегодня, а детей перестал возить лет шесть назад, когда это стало обязанностью школы. К слову, многие из его юных пассажиров повзрослели и теперь тоже трудятся на птицефабрике.

Свою работу водитель первого класса не считает однообразной: с пассажирами, которые тебе, как родные, не соскучишься. К тому же ездить приходится по двум маршрутам: одну неделю в Вологду, другую – в поселки Минькино и Перьево. «Нас двое, водителей автобуса, вот мы и меняемся, – рассказывает Валерий Николаевич. – В обоих направлениях наши «ПАЗики» всегда идут полные.

Днем наш герой уже колесит на легковом автомобиле, возит бухгалтеров и других специалистов по их неотложным делам. Вот уже 33 года водитель делает все возможное, чтобы его пассажиры были довольны. «Все они любят Валерия Таланцева за профессионализм, чуткость и вежливость, – говорит председатель профкома СХПК

«Племптица-Можайское» Ираида Андреева. – У него и в салоне автобуса всегда чистота и порядок».

Водитель, огнеборец, спортсмен

Уважением Валерий Николаевич пользуется и потому, что в течение 20 лет был одним из самых активных членов добровольной пожарной дружины предприятия. В качестве водителя пожарной автоцистерны он объездил весь Вологодский район. В основном пожары случались в жилом и дачном секторе, и чаще всего ночью. Одним из самых сложных был пожар в двухквартирном деревянном доме в Можайском. Вместе с профессиональными пожарными добровольцы смогли спасти часть имущества, однако огонь был такой силы, что отстоять удалось только половину дома.

Запомнилась и борьба с огнем на даче в деревне Нагорное, где нашему герою пришлось выручать из беды и товарища по дружине. «Он тушил пламя из пожарного ствола, а я стоял у автомобиля, подавал воду из насоса, – вспоминает Валерий Таланцев. – Вдруг товарищ закричал, что его почемуто трясет. И тут я увидел, что рядом с ним на мокрой земле лежит оборванный электропровод, под напряжение которого он и попал. Крикнув товарищу, чтобы не двигался, я схватил топор, подскочил к столбу и перерубил на нем провод».

Нередко приходилось выезжать членам ДПД и на тушение сухой травы, пламя от которой грозило перекинуться на населенные пункты. Особенно Валерий Николаевич гордится тем, что добровольная пожарная дружина птицефаб рики постоянно участвовала в районных, городских и областных соревнованиях по пожарно­прикладному спорту, где всегда становилась победителем или призером.

На предприятии наш герой сразу зарекомендовал себя и как активный спортсмен: футболист, баскетболист, лыжник… Несмотря на свой невысокий рост, Валерий Таланцев долгое время был главным распасовщиком фабричной команды «Атлант», одной из лучших в районе. (Нетрудно догадаться, кто в поездках на соревнования был за рулем автобуса).

Самыми значимыми наградами водителя автобуса за добросовестный труд и активную общественную деятельность были благодарственное письмо и благодарность главы Вологодского района, почетная грамотой департамента сельского хозяйства Вологодской области. Несколько дней назад по случаю Дня работника сельского хозяйства этот список поощрений пополнился: Валерий Таланцев был удостоен почетной грамоты главы района.

Что такое ПДД?

Любопытно, что трое детей нашего героя в той или иной степени пошли по его стопам. Младшая дочь Алена трудится сортировщицей на птицефабрике, старший сын Алексей – водителем на Северной железной дороге, а младший Николай – инженер­мостостроитель. И только старшая дочь Ирина работает бухгалтером в администрации Спасского сельского поселения, пойдя по пути мамы Раисы Васильевны, бухгалтера торгового предприятия.

Отрадно, что Валерий Николаевич остается приверженцем активного отдыха. Кроме охоты и рыбалки он любит в зимние выходные дни с семьей совершать лыжные прогулки. Есть у водителя автобуса и еще одно семейное увлечение: путешествовать с женой на автомобиле. Супруги неоднократно бывали в Карелии, Костроме, Великом Устюге, Кириллове, СанктПетербурге. Унаследовав от отца, профессионального плотника, «рукастость» водитель автобуса не только построил свой дом, но и помог справить это дело одному из зятьев.

По «маяковской» традиции в честь предстоящего Дня водителя, я предложил Валерию Таланцеву выбрать лучший анекдот в тему из тех, что расскажу. С интересом он воспринял новую расшифровку аббревиатуры ПДД: «Пропускайте друг друга!» Еще больше оживился после байки о курице, которая, перебегает дорогу в неположенном месте, да еще и говорит по мобильнику. «Таких пешеходов, к сожалению, немало, – сетует водитель. – Говорят по телефону и по сторонам вообще не смотрят!» Самым же лучшим

наш герой назвал такой анекдот: «Как избавиться от автомобильных пробок? Надо разрешить выпивать на работе: тогда все будут веселые, довольные и ездить на автобусе».

Юрий Подгаецкий.

Фото Лии Красовской и автора.