Планирование – залог успеха

Программа комплексного развития сельских территорий – мощнейший ресурс для инфраструктурных сдвигов сельских территорий, но используется ли она в полной мере?

Программа была разработана Минсельхозом в рамках поручения президента и принята в мае 2019 года, она должна помочь сохранить и приумножить сельское население, повысить благоустройство жилья так, чтобы оно не отличалось от городского. К сожалению, не во всех регионах программа работает успешно, весной 2020 года Правительству России пришлось сократить объём финансирования с 2,29 трлн рублей до 1,49 трлн до 2025 года.

Новое – это хорошо забытое старое

Ещё при Петре I для крестьян, отправляющихся на заработки в города, стали вводить паспорта, настолько массовым по тем временам было это явление. После отмены крепостного права крестьяне уезжали в город целыми семьями. В период индустриализации 1830–1860 годов такое перераспределение населения только приветствовалось, аграрная страна развивала промышленность, и ей требовались рабочие руки. В начале 20-х годов приток рабочей силы из деревни значительно превышал потребности ещё не возродившейся после разрухи промышленности. Власть вынуждена была принимать заградительные меры.

В 1974 году колхозникам вернули паспорта, Советский Союз сразу же столкнулся с проблемой, которая до этого решалась административным путём – люди стали уезжать из деревень в поисках даже не лучшей, а более комфортной жизни. Советская власть, наверное, впервые всерьёз задумалась о формировании достойной среды обитания для сельских жителей. На селе появились школы, поликлиники, клубы с кино и танцами, а советская киноиндустрия буквально взорвалась фильмами на эту тему – уехавший в город непременно оказывался отрицательным персонажем массмедиа того времени.

Сегодня программа развития сельских территорий выполняет ту же задачу: жизнь в деревне должна быть комфортной. Однако новые времена диктуют новые подходы – это прежде всего инвестиции как в аграрный, так и в производственный сектор. Инвестор скорее пойдёт в район, где есть всё необходимое для постройки бизнеса, инфраструктура, дороги, а главное – рабочие руки. Бизнес должен быть уверен, что работники его предприятия живут достойно, что они никуда не уедут в поисках лучшей жизни.

Сбитое целеполагание

Некоторые муниципалитеты видят в Программе лишь возможность что-­то отремонтировать или построить за счёт федерального бюджета. Мало кто задаёт себе простой вопрос – зачем мы это делаем? Но без стратегии развития участвовать в программе комплексного развития сельских территорий, пожалуй, нет смысла. Можно отремонтировать клуб или перекрыть крышу школы, но если в селе не будет работы, учиться и культурно отдыхать будет некому.

«По моему глубокому убеждению, планы по развитию должны быть у каждого населенного пункта, поселения, района. Важно определить, какие перспективы есть у территории, что может стать ее точкой роста. Перспектива может выражаться в тех инвестиционных проектах, которые планируются к реализации или уже реализуются на территории», – говорит глава Вологодского района Сергей Жестянников.

Примером умного подхода к делу может быть участие в федеральной программе комплексного развития села Новленского. В программу удалось зайти только с четвёртого раза, зато проектом предусмотрен ремонт Дома культуры, планируется построить на ряде улиц распределительный газопровод, водопровод и систему водоотведения. Будут капитально отремонтированы школа и школьный стадион, детский сад. По аналогичной схеме планируют реализовать программу в селе Куркино и поселке Надеево.

«В Новленском мы делали ставку на демографический рост, ожидаемый эффект составит по разным оценкам от 300 до 400 человек. В Куркине и Надееве мы делали привязку к инвестиционным проектам, – поясняет глава Вологодского района Сергей Жестянников. – Суммы инвестиций больше чем в два раза перекрывают затраты, планируемые на ремонт и восстановление социальной сферы. Это говорит о балансе инвестиционной и социальной составляющих».

Не всем по карману

К сожалению, участие в Программе иным районам и муниципальным образованиям не по карману, несмотря на то, что 97­98 % финансирования идёт из федерального бюджета. Для участия мало определить объекты и привязать их к стратегии развития, нужно подготовить проектно-сметную документацию, провести экспертизу, эти расходы ложатся на районный и местный бюджеты.

Дополнительные очки при конкурсном отборе даёт участие бизнеса в софинансировании проекта, но предприниматели, как правило, готовы вкладывать деньги, когда вопрос выделения федеральных средств решён. Пока нет положительного решения, все риски несёт муниципалитет. Всё громче звучат слова о том, что областные власти должны внести свою лепту, желательно – в денежном выражении.

Депутат Законодательного собрания Вологодской области Андрей Клеков уверен, что областной бюджет должен принять участие в софинансировании подготовки проектно-­сметной документации и проведения экспертиз в соотношении 30/70.

«Пусть районные бюджеты заплатят хотя бы 30 %, полностью оплачивать проекты из областного бюджета нельзя, на муниципалитетах должна быть какая-­то ответственность, – считает областной депутат. – Эту сумму местные бюджеты могли бы вносить проектировщикам в качестве аванса. А областному бюджету стоит подключаться, когда проектно-сметная документация будет готова».

По мнению депутата, пора создать единый проектный центр на бюджетной основе, чтобы работы проходили по утверждённым тарифам. Сейчас бюджет отдаёт производство проектно-сметных работ на откуп частнику и никак не участвует в формировании расценок.

Северо-Запад – особая территория

Аграрный юг России участвует в госпрограмме комплексного развития сельских территорий гораздо активнее, годовые суммы привлеченных федеральных средств превышают миллиард рублей (особенно в 2021­-2022 годах). Для примера: Ростовской области в 2022 году выделена господдержка порядка 1,4 млрд рублей, Адыгея второй год подряд в тройке лидеров программы ( ~1 млрд в 2021 году, 1,5 млрд в 2022 г.). Активно используют данный механизм Белгородская и Волгоградская области (3,6 млрд руб. и 1,4 млрд руб. на 2022 год соответственно).

Возможно, причина в более активной позиции региональных министров, которые «выбивают» деньги из федерального бюджета. Но стоит признать и другое. Стратегия развития южных, исторически аграрных территорий ясна и разработана давно, упор делается на крупные фермерские хозяйства и огромные агропромышленные холдинги.

Северо­-Запад с его природными и погодными особенностями не может заниматься чем­-то одним. Здесь с равным успехом может развиваться и радиоэлектроника, и машиностроение, и деревообработка, и фермерские хозяйства. Современные высокотехнологичные производства позволяют строить заводы и фабрики в крупных сёлах и не очень крупных районных центрах, была бы инфраструктура да дорога для вывоза готовой продукции. Львиную долю работ выполняет автоматика, но и без людей никуда. Развитие сельских территорий СЗФО требует от руководства регионов чётко прописанной и просчитанной стратегии с учётом особенностей каждого района и даже муниципалитета. Только в этом случае можно говорить о полном и действительно комплексном развитии сельских и не только сельских территорий. Нужно учиться планированию, особенно в наше непростое время.

Поделиться этим материалом
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ РУБРИКИ