Первые деньги

Раньше детям давали на карманные расходы наличными, нынешнее поколение предпочитает пользоваться банковскими картами.

«Мама, мне нужна своя банковская карточка», – за­явил однажды родительни­це 11­-летний сын Макар. Мать удивилась, но решила выяснить в банке, возможно ли так поступить. В кредитном учреждении подтвердили, что такая возможность есть. Банк выпускает именные детские карты, прикрепленные к счету родителей. Приложил карту – оплата прошла – деньги улетели. Но часть взрослых отказываются от такой возможности.

Электронные средства

«Выдавать средства ребенку наличными или заводить отдельную карту, прикрепленную к банковскому счету взрослых, должна решать каждая конкретная семья. При этом второй способ имеет несколько достоинств. На карту можно наложить определенные ограничения по сумме и по виду транзакций. Например, запретить покупки в интернет­ магазинах. Кроме того, всегда можно отследить все операции ребенка, а в экстренных случаях даже маршрут. При этом наличные деньги имеют больший вес в плане визуальной составляющей. Ребенок понимает, что это не просто бумага, а средства платежа, за которые можно получить товары», – рассказала финансовый эксперт Регионального центра финансовой грамотности Вологодской области Наталья Антуфьева.

Некоторые родители совсем отказывают детям в карманных деньгах из-­за страха нерациональных покупок. По мнению эксперта, это в корне неправильно. На карманных деньгах чадо учится обращаться с финансами, поэтому давать их необходимо.

«В каком возрасте начинать давать карманные деньги, это зависит индивидуально от ребенка и семьи. Но первый раз, по моему мнению, стоит ввести такую практику, когда ребенок пойдет в школу. Размер также определяет каждая семья самостоятельно. Но надо выбирать сумму, чтобы ребенок чувствовал ценность денег. Так, например, если вы дадите ему всего 10 рублей, в современном мире он ничего не сможет на них приобрести. Стоит выбирать сумму эквивалентную стоимости хотя бы пачки жевательной резинки», – отметила Наталья Антуфьева.

Поэтапный подход

Финансовый эксперт под­черкнула, что срок, на который ребенку даются деньги, нужно постепенно увеличивать.

«Детям сначала стоит давать деньги на один день. Посмотреть, как они ими распорядятся: потратят ли сразу или отложат. Затем  можно выдавать раз в неделю. При этом если ребенок потратит предоставленный лимит быстрее, дополнительные деньги ему не положены. С 7­-8-­го класса можно выдавать деньги на месяц, чтобы учиться выстраивать бюджет», – заявила Наталья Антуфьева.

Корреспондент газеты «Маяк» расспросил родителей Вологодского района, как обстоит вопрос с карманными деньгами у них.

«Мои дети подростки, и частично они сами зарабатывают на свои покупки, выступая в цирковой студии. Часть средств мы даем по потребности наличными. Но от практики выдачи денег каждый день отказались, так как в этом нет необходимости. Мы строго не контролируем их расходы, так как дети уже достаточно взрослые. Но раньше девочки делали покупки, которые я не одобряла», – рассказала Татьяна.

Нельзя жестко ограничивать то, на что ребенок может потратить свои карманные средства. Это его личные финансы. Иногда можно лишь легонько без нажима направлять.

Стоит понимать, что не у всех детей может сразу получиться распоряжаться деньгами.

«Финансовый навык приходит точно так же, как способность водить автомобиль. Сначала изучается теория, проговариваются основные моменты, затем выезжают на дорогу с инструктором, потом уже самостоятельно. Родители должны стать для ребенка таким инструктором в мире финансов», – резюмировала Наталья Антуфьева.

Поделиться этим материалом
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ РУБРИКИ