КОМУ НА СЕЛЕ ТОРГОВАТЬ ХОРОШО
Чтобы отдаленные села не пустели, нужно создавать жителям хотя бы минимальный уровень комфорта. В числе важнейших вопросов — обеспечение продовольствием и товарами первой необходимости. Зачастую в малонаселённых деревнях возникают с этим трудности
Л юдям нужны продукты, а бизнесу невыгодно работать в убыток. Чтобы соблюсти баланс, власти области и округа принимают меры для сохранения сельской торговли. А у предпринимателей есть ряд предложений, как улучшить ситуацию.
В Вологодском округе компенсируется 95 % затрат на горюче-смазочные материалы (ГСМ) для автомобильной торговли. Недавно начала действовать областная программа, затрагивающая и стационарные магазины. Бизнесменам будут возмещать 60 % расходов на доставку в торговые точки, расположенные в отдаленных населенных пунктах. На эти цели из регионального бюджета предусмотрено 24 миллиона рублей.
Программа врио губернатора «Сельский магазин» призвана сохранить магазины в малонаселённых и труднодоступных деревнях. В перечень войдут деревни Борисоглебское, Игначево, Пески, Михалево, Морино.
В общей сложности там живут около 300 человек.
БЕЗ ТОРГОВЛИ НИКУДА
ГСМ — только часть затрат, которые ежемесячно несут представители сферы торговли. Они отмечают, что мер поддержки хотелось бы больше. «Маяк» побеседовал с руководителем сети магазинов Ириной Лысеевой. Ее предприятие действует уже больше 30 лет, преодолев немало кризисных периодов. Сейчас насчитывается 16 стационарных торговых точек в Вологодском округе, а мобильная торговля ведется в 42 населенных пунктах. «Поступают заявки от жителей новых деревень, которые мы не обслуживаем. Готовы были бы их взять, но там главная беда – дороги, после дождя туда возможно проехать только на уазике. Если администрация округа решит эту проблему, то возьмем дополнительно еще шесть деревень». Машины ездят каждый день, кроме воскресенья, иногда в день выполняют по два рейса. В мобильной торговле участвуют три автолавки, из них две получены благодаря поддержке муниципалитета. Всего органи- зовано шесть маршрутов. Самый длинный среди стационарных магазинов охватывает 250 километров, среди мобильных — 150 километров. Потому и статей расходов много, и обязанностей хватает.
«Самое затратное — содержание стационарного объекта. Даже если брать электричество, 1 киловатт для бизнеса идет по 10,5 рубля. 500 тысяч платит наше предприятие только за одну электроэнергию. Кроме того, стоимость автомобиля высока, на собственные средства не купить, приходится брать кредиты или рассчитывать на субсидию. Обслуживание — амортизация, платежи — тоже на нас ложатся, запчасти дорогие, зарплаты водителям и продавцам, которые еще нужно индексировать, страховые взносы, налоги. Стационарные объекты у нас и в собственности, и в аренде, поэтому затраты идут и на их содержание, например, уборка, вывоз мусора, аренда, ремонт, замена торгового оборудования.
Стремимся увеличивать доходы за счет расширения ассортимента, стараемся экономить, зазывать покупателей», — рассказывает Ирина Леонидовна.
Кстати, именно работа с клиентами важна для сельской торговли. Продавец на селе — это и психолог, и «палочка-выручалочка». Есть елание обеспечить качественный сервис, да и индивидуальный подход никто не отменял.«Некоторые торговые точки
перевели на самообслуживание для удобства покупателей, им тоже хочется близости к цивилизации, улучшения условий жизни. Принимаем по возможности заявки от населения, тем более много живет пенсионеров и маломобильных граждан. Девочки некоторым носят продукты даже домой. Для выездной торговли определенные магазины закреплены за конкретным маршрутом. Жители знают, когда, в какое время к ним приедет автолавка: есть график, номера телефонов магазинов. Иногда покупатели заказывают конкретные товары, сотрудницы для них их собирают».
НЕНАДЕЖНЫЙ ЗНАК
Компенсация затрат на ГСМ, безусловно, важная мера поддержки. На предприятии Ирины Лысеевой на эту статью приходится около 5 % от общих расходов. Но не всегда трудности связаны непосредственно с финансовыми вопросами — технические моменты подводят.«Большущий минус — качество и скорость интернета, они оставляют желать лучшего. Введенная обязательная маркировка товара при продаже требует дополнительной проверки этого товара в системе «Честный знак». Случаются сбои Сети, и продать не получается. Рабочий день заканчивается, а если чек не «улетел» в систему ЕГАИС, то кассовый аппарат в конце дня не даст закрыть смену. И на следующий день смену продавцам не открыть. Это огромная проблема. Все привыкли — пришел в магазин, быстро-быстро купил продукты и побежал дальше, а тут начинается ругань, вплоть до книги жалоб. Сбои бывают и из-за электросетей, они на селе старые, тоже надо менять. Перебой любого напряжения, хоть и стоят стабилизаторы, приводит к сбою оборудования. Кроме того, разрешительный режим продажи маркированных товаров требует обновления до актуальной версии программного обеспечения, а это очень существенные финансовые расходы.
В других организациях даже закрывают магазины, потому что не для всех траты на обновление программы посильны». Еще одна сложность — кадры. Зарплата продавца составляет около 30 тысяч, вроде для села неплохие деньги, но кому-то легче жить на пособия или искать работу попроще. Ирина Лысеева предлагает вернуться к опыту прошлого.
«Мы учились в советское время, когда действовала распределительная система, — хотим не хотим, но должны 2-3 года отработать. Пока мы это не вернем, кадрами не разбогатеем». В числе проблем руководитель предприятия называет также высокий процент эквайринга со стороны банков. За каждого покупателя, расплачивающегося по платежной карте, снимают более 2 процентов от суммы его покупки. В 2022 году на определенный период Банк России устанавливал максимальное значение эквайринговых комиссий на уровне 1 % для компаний, продающих социально значимые товары или предоставляющих такие услуги. Если бы вновь дали такую возможность сельской торговле, это существенно снизило бы предпринимателям издержки и дало возможность перестроить свою логистику. Серьезную конкуренцию составляют федеральные сети, вытесняя маленькие магазинчики. С другой стороны, в совсем маленьких деревнях супермаркеты не появятся, надежда только на местный бизнес. \Возможно, дроны получат настолько широкое распространение, что будут по воздуху доставлять продукты, — шутит Ирина Леонидовна, а потом вполне серьезно продолжает: — Сельскую торговлю нужно выводить в отдельную категорию, придумать для нее ряд льгот, комплексную поддержку. Либо создавать муниципальные унитарные предприятия, которые бы выполняли социальную функцию, чтобы магазины не работали себе в убыток».