Книжная мудрость на новый лад

Марк Твен и персонажи былин, специалисты Комитета по образованию Вологодского округа, сотрудники библиотек, медиаперсоны, учителя и родители. Все сплотились, чтобы школьники с увлечением изучали литературу. В Васильевской школе появилось свое «телевидение», где ребята создают тематические программы.

Герои книг и реальные люди – дети становятся мастерами перевоплощения, а также учатся задавать вопросы и грамотно на них отвечать.

«Книга окрыляет ум и сердце»

Одна из авторов проекта «Тимофей ТВ» Алёна Бабаина говорит, что идею «поймали за хвост». Действительно, ученик 6-го класса брал в коридоре школы интервью с картонным микрофоном. Наблюдение за полушуточным занятием навело на интересную мысль.

«Бывает, ученики мастерят из картона, бумаги разные девайсы. Так Тимофей Корюкин просто подходил и брал интервью. Я увидела, как это происходит, и задумала создать школьное телевидение, рассказала коллегам. Классный руководитель мальчика и учитель русского языка и литературы меня поддержали. Собрались сделать канал именно на литературную тему, так как материалы в интернете сейчас очень мало содержат ценности языка и литературы, решили остановиться на этой теме, вместе с ребятами пробовать. Мы выиграли грантовый проект правительства Вологодской области, а канал назвали в честь вдохновителя», – пояснила советник директора по воспитанию и преподаватель иностранного языка Алёна Бабаина.

Тимофей сделал свой первый настоящий сюжет, беря интервью у взрослых. Тогда в школе проходило методическое объединение, ученик общался с педагогами-психологами. Результат понравился и взрослым, и самому юному корреспонденту. Потом и возник проект, направленный на повышение интереса молодежи округа к литературе с помощью необычных методов. Создают контент ученики 6-го касса, во многом справляются сами, но педагоги, безусловно, поддерживают.

«Выбор пал именно на этот класс, потому что в таком возрасте еще не слишком стесняются, старшим в этом плане труднее. Дети читающие. Есть те, кто хорошо декламирует стихотворения. Учитель настолько системно построил работу, что уроки литературы очень хорошо проходят. Я сама как-то подменяла пару раз, очень понравилось с ними общаться. В монтаже мы помогаем, но на телефон что-то могут снять и сами. Выкладывают в паблике Васильевской школы, на страницу удобнее загружать видео. Потом репостим во все заинтересованные группы».

«Секрет успеха в том, чтобы начать»

Алёна Бабаина легко находит общий язык с детьми – молодая, задорная, с дерзкими дредами. Прическа учительницы уже не вызывает удивления у школьников, разве что у самых маленьких. И новую инициативу принялась энергично воплощать. Реализация проекта началась с ноября. Предполагаются две контрольные точки – в январе и мае. К концу учебного года планируется охватить 240 детей, 20 учителей и 30 родителей.

На «Тимофей ТВ» уже придумано несколько постоянных рубрик, в том числе пресс-конференция. На первую из них пригласили Марка Твена, а в роли журналистов выступали одноклассники. У автора знаменитого «Тома Сойера» они спрашивали, где прошло его детство, откуда взялся его псевдоним, над названием какого произведения писатель размышлял дольше всего. Над этими и другими каверзными вопросами «классик» практически не задумывался. На следующую пресс-конференцию пришли былинные персонажи – Святогор, Садко, Соловей­разбойник и Илья Муромец. Вообще выпуски разнообразные, чтобы не наскучило ни зрителю, ни креативщикам.

«Песня в стихах» – это произведения, которые мы привыкли воспринимать как песни, но забываем, что начались со стихов. Так, один из последних сюжетов посвящен старому Новому году и стихотворению «Когда приходит год молодой, а старый уходит вдаль». Рубрика «Книжная полка» – взрослые рассказывают о книгах, которые они оставили бы на своей полке, чтобы когда-нибудь повторно прочитать. Уже сюжет был с сотрудником областной библиотеки имени Бабушки­на. Планируем пригласить кого-то и из Вологодского округа. «Мне зашло» – допустим, человек прочитал новую книгу, и она ему настолько понравилась, что готов рекомендовать. Рубрика перекликается с «Книжной полкой», но отличается. Еще планируем «Дитё и родитель», где взрослые расскажут, какие книги читают вместе с детьми».

Перед каждым новым выпуском идет обсуждение с детьми, что они хотели бы почитать, про что снять сюжет. Получается, что проект действительно познавательный, а не только развлекательный.

«Пока дети готовят, они многое узнают. В классе 22 человека, подростковый возраст начинается, уже не всегда просто мотивировать. Дети быстро привыкают к легкому источнику дофамина – лучше посмотреть какие-то видео коротенькие, что-то серьезное смотреть не будут, про писателей или экранизации классических романов. Но с нашими ребятами очень грамотно была построена работа в начальной школе. Могут поговорить, порассуждать, база хорошая. Есть дети, которые любят читать и не только по программе. Блогеринг нравится, хотя и похихикивают. Видят себя со стороны, а это очень важно, особенно в младшем возрасте», – считает Алёна Васильевна.

Возможно, кто-то из ребят в дальнейшем захочет связать судьбу с профессией журналиста или поддаться модному веянию блогеринга. Тот же Тимофей фонтанирует идеями, придумал концепцию заставки телевидения, осталось технически воплотить.

«У Тимофея очень много замыслов, не всё пока удается реализовать. У ребенка неподдельный интерес, мама тоже спрашивала, можно ли снимать на другие темы. Мы­то ограничены темой проекта, а мальчику уже нужно что-то свое. Возможно, эта сфера станет для него профориентационной».

В целом дети охотно уделяют время съемкам – на один выпуск уходит около 40 минут. Процесс идет в не самых простых условиях, что называется, где придется: в кабинетах, коридорах, рекреациях. Для организации школьного медиа-центра есть всё, кроме помещения.

«Есть наработки актовый зал отремонтировать. Возможно, в бюджет следующего года заложат ремонт актового зала, тогда его преобразуем в Центр детских инициатив», – предполагает советник директора.

Поделиться этим материалом