ИСТОРИЯ РОССИИ: УЧИМ, ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ, ИЗБАВЛЯЕМСЯ ОТ ЛЖИ

 Давний товарищ нашей газеты Вологодское военно-историческое общество продолжает свою работу: при его поддержке прошла историческая беседа «Духовный щит Отечества. Полковые священники в Русской армии. История и современность» в Вологодской областной библиотеке. По большей части речь на встрече шла о двух наших земляках - военных священниках А. Я. Успенском и А. А. Богословском. А в Доме офицеров продолжается выставка «Война и люди».

 Один из руководителей общества Алексей Леонидович Минаев рассказал:

 - В истории военного дела Российской империи особое место занимает институт полкового священства. Существование любого воинского подразделения этого периода неразрывно связано с духовно-­наставнической деятельностью окормлявших его священнослужителей. Это в полной мере относится и к 198-му пехотному Александро­-Невскому полку, в котором в первые шесть лет его существования нес священническое служение А. Я. Успенский, чья пастырская работа оказала несомненное влияние на формирование нравственных качеств воинов, особого духа благочестия и православных традиций полка. Мы рассказывали об этом священнике-­герое в одном из наших номеров (см. «Память как оружие против национального поражения» - 22.08.2016 г.).

 Рассказывали и о другом нашем земляке, священнике А. А. Богословском.

 Франция, сентябрь 1918 года. Последние ожесточенные схватки с немцами. В рядах французов - Русский Легион Чести. Батальону этого легиона поручается трудная задача идти первым на прорыв германской линии укреплений. Но ураганный огонь германской артиллерии прижимает наступающие роты к земле. Трудно подняться и тем более наступать вперед. И вот среди стрелковых цепей появляется русский священник. Встав во весь рост, с крестом в поднятой правой руке он благословляет идущих в атаку. Пример батюшки воодушевляет прижатые огнем роты, и они смело бросаются вперед вопреки своему страху перед смертью. К полудню батальон Русского Легиона ушел уже далеко вперед, но среди наступающих цепей пошли тревожные слухи: «Батюшка убит». Этим священником, поднявшим солдат в атаку, был протоиерей Андрей Александрович Богословский.

 Сын диакона, отец Андрей Александрович Богословский большую часть своего земного служения связал с Русской Императорской армией. Участник Русско­-японской и Первой мировой войн, он по праву именовался военным священником, наипервейшей обязанностью которого было духовное окормление защитников Отечества. Родился батюшка 21 сентября 1869 года в селе Луковец Луковецкой волости Череповецкого уезда Новгородской губернии. Образование отец Андрей получил в духовном училище города Кириллова Новгородской губернии и в Новгородской духовной семинарии. С 1893 года началось его служение в частях Русской Императорской армии.

 Во время Русско­японской войны отец Андрей Богословский, как представитель военного духовенства, был направлен на Дальний Восток в действующую армию. В составе 22-го и 23-го Восточно­-Сибирских стрелковых полков он прошел всю войну, духовно окормляя солдат и офицеров, вверенных ему полков.

 О русско-японской войне Богословский написал две статьи мемуарного характера: «Впечатления военного священника на перевязочном пункте» и «Полковой праздник в Мань­чжурии», обе были опубликованы в «Вестнике военного духовенства» в 1905 году.

 С началом Первой мировой войны отец Андрей направляется в 6-й Финляндский стрелковый полк. В составе этого полка он принимает участие во многих боях. За один из таких боев, а именно за доблестное дело в ночь близ города Болехова, высочайшим указом отец Андрей награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. С апреля 1916 года во Францию стали прибывать русские части, которые по решению императора Николая II, принятому вследствие настойчивых просьб союзников помочь им на Западном фронте, направлялись туда для ведения активных военных действий совместно с французской и английской армиями. Вместе с русскими бригадами во Францию был направлен и протоиерей Андрей Богословский, ставший полковым священником 2-го Особого полка на Французском фронте.

 Как во Франции, на полях Шампани, под Верденом и Реймсом, так и в диких горах в Македонии, русские особые бригады покрыли себя неувядаемой боевой славой. Но и жертвы, принесенные на алтарь Отечества на чужбине, были велики. Могилы русских воинов разбросаны по всей Франции и по всей Македонии. Свое существование эти бригады закончили с приходом в России после октябрьского переворота к власти большевиков.

 В декабре 1917 года из русских офицеров и солдат, пожелавших остаться во Франции для продолжения войны был создан «Русский добровольческий отряд», в скором времени переименованный в Русский Легион. В этом же месяце он по железной дороге был направлен на фронт. Своей стойкостью и мужеством русские солдаты и офицеры заслужили всеобщее уважение и неподдельное восхищение не только среди своих новых боевых друзей, но и во всей Франции. В боях у города Бовэ. Под Суассоном и Виллэр-­Котэрэ ковалась слава Русского Легиона, который стал в этих боях легионом Чести. Конечно же, немалая в этом заслуга и протоирея Андрея, непрестанно укреплявшего и поддерживавшего солдат Легиона в их ратных делах.

 В сентябре 1918 года французы сумели прорвать фронт, началось наступление. В этом прорыве пал и вологодский священник. Среди бушующего огня, без каски, с развевающимися по ветру седыми волосами он благословлял высоко поднятым крестом идущих в атаку. Но разорвавшимся рядом снарядом отец Андрей был ранен. Санитары, наскоро перевязав его, понесли на носилках на перевязочный пункт. Уже на носилках, кружившиеся как коршуны стаи немецких аэропланов, посыпавшие свинцовым огнем атакующие войска, пулеметной очередью добили батюшку насмерть. Приказом главнокомандующего Французской армии маршала Фоша протоиерей Андрей Александрович Богословский был посмертно награжден орденом Почетного Легиона и Военным Крестом с пальмой.

 Отец Андрей Богословский написал незадолго до своей гибели в бою: «Дети Франции! Когда враг будет побежден, и вы снова сможете собирать цветы на полях, вспомните о нас и принесите нам эти цветы».

 Каждый год на русское кладбище в городе Мурмелоне приходят потомки солдат союзных армий, чтобы воздать почести погибшим и отслужить панихиду. Франция несет свои цветы на могилы русских защитников (Из статьи Александра Марова «Цветы на могиле русского священника»).

 Надо ли нам знать свою историю? По мнению представителей Вологодского военно­-исторического общества, это просто необходимо, если мы хотим оставаться русскими людьми. Причем, как считает А. Л. Минаев, историю нельзя «подлаживать» под сиюминутные капризы: «Надо отказаться от унизительного самообмана, согласно которому Россия-де представляла собой «тюрьму народов», была неразвитой страной с недоразвитым населением, и ее настоящая история началась-де с 1917 года. Сколько фальшивок, глупых клише и откровеннейшей лжи об Отечестве до сих пор существует и, к сожалению, культивируется! Сейчас в областном центре, в Доме офицеров, продолжает свою работу выставка, организованная нашим обществом и посвященная жизни Вологды в начале ХХ века, в т.ч. и в военное время, мы ее немножко дополнили. Среди прочего здесь можно узнать, например, о том, что именно в правление императора Николая Второго в России появились всем нам знакомые станции «скорой помощи», участковые врачи, больничные листы, детские сады, родильные дома, женские консультации, молочные кухни. В России к 1913 году было 130 000 школ, и за 15 лет, было открыто школ, училищ, институтов больше, чем за весь предшествующий период российской истории (это к слову об «оптимизации» - П. Д.). Еще для справки. «Земля - крестьянам»? А сколько было земли у крестьян до революции, скажем, к 17-­му году? - 68%. 68% земель в Европейской части принадлежали крестьянам в собственности - им или их общинам. А от Урала до Сибири½100% земель принадлежало крестьянам. Скажем, в такой прекрасной, демократической, любимой всеми нами стране, как Великобритания, крестьянам принадлежало ноль процентов земли: вся земля принадлежала ленд­лордам или хозяевам, а крестьяне брали эту землю в аренду. Это просто справка такая. Я могу продолжать и продолжать, но лучше бы это сделать на экскурсии или во время работы выставки в музеях или библиотеках Вологодской области. Кстати, большое спасибо за приглашение библиотеки в Кубенском! Надеюсь, и другие учреждения образования и культуры захотят продолжить или установить сотрудничество с нами. Поверьте, российская история может и должна послужить во благо тем, кто ее изучает, делает выводы, учит ее уроки, проще говоря. Так что до встречи, надеюсь!»

Петр ДАВЫДОВ.

Фото автора.

Поделиться этим материалом