Искусство быть лидером

Вологодский район стал одним из самых активных участников федерального проекта «Навигаторы детства».

Из 105 начальных классов региона, подавших заявку на участие в подпрограмме проекта «Орлята России», 28 коллективов - из образовательных учреждений Вологодского района.

«Орлята» Вологодского района

Во главе угла подпрограммы, как, впрочем, и всего образовательного процесса, - личность школьника с его интересами и знаниями. Но ярким «маркером» этого проекта является развитие патриотической и социальной активности у школьников. Программа «Орлята России» подготовлена общественной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» и ВДУ «Орленок» по инициативе Министерства просвещения. Она рассчитана на целый учебный год и состоит из семи треков (частей), в конце каждого проходит интерактивное занятие. Каждый трек имеет соответствующее тематическому наполнению название: «Орленок-Эрудит», «Орленок-Хранитель», «Орленок­Мастер», «Орленок-Лидер», «Орленок-Спортсмен», «Орленок-Доброволец», «Орленок­Эколог».

Каждая часть программы «Орлята России» включает в себя серию внеурочных тематических встреч учителя со своим классом, в рамках которых проводятся творческие, игровые, дискуссионные, спортивные занятия для детей младшего школьного возраста. Все треки объединяют общие задачи: развитие познавательного интереса и навыков работы в группе, а также умения искать и обрабатывать информацию. Таким образом, для школьников создаются условия для раскрытия личностного и творческого потенциала.

Время побеждать

Занятие в рамках трека «Орленок-Лидер» прошло 21 февраля в Сосновской школе у учеников 2-го «Б» класса. В роли спикера выступила суперфиналист Всероссийского конкурса «Лидеры России» вологжанка Марина Липатникова. Она постаралась донести до участников мастер-класса, что лидер - это человек, прежде всего меняющий окружающий мир в лучшую сторону, конечно же, не забывая и о личной трансформации в позитивном ключе.

Ребятам предстояло написать на стикерах ответ на вопрос: «Какими качествами должен обладать лидер?», прикрепив их на доску. «Добрый», «отзывчивый», «общительный» - именно такие качества отметили ученики на стикерах. И только на одном из них значилось слово «главный». Один из учеников отметил, что не всегда слова «главный» и «лидер» являются синонимами. Подобная прозорливость была положительна отмечена спикером.

А тем временем в одной из команд ребята долго не смогли определиться, кому же все­таки выйти к доске, чтобы приклеить заветные стикеры.

Кареглазый мальчик очень рвался выполнить эту роль, но его опередила девочка. Со слезами на глазах, обхватив руками голову, он сел на место. Этот эпизод не остался незамеченным для учительницы, которая подошла, чтобы его успокоить. Произошедшая ситуация тут же была использована в качестве своеобразной иллюстрации одного из лидерских качеств. По мнению спикера, лидером является и тот, кто прекращает спор и умеет находить общий язык.

Практическая «лаборатория»

Одним из преимуществ программы «Орлята России» является тесный синтез теории и практики. Не стал исключением и трек «Орленок-Лидер». Важно было показать ученикам Сосновской школы, что лидер - это комплексный образ, складывающийся из нескольких «пазлов». Так, одним из элементов является ораторское искусство. Бытует мнение, что выразительная речь легче воспринимается и более желанна для слуха. Участники мастер­класса, используя различные интонации: гнев, радость и печаль, прочитали хором стихотворные строчки. Следующий не менее важный «пазл» в образе лидера - это целеустремленность. По мнению Марины Сергеевны, некоторых на достижение результата стимулирует соперничество с другими. Но в то же время она отметила, что этим лучше не увлекаться, подчеркнув, что важнее всего конкуренция с самим собой. Такое качество, как целеустремленность, школьники закрепляли с помощью практического задания по строительству башни из бумаги. По условиям конструкция должна была быть выше, чем у соперника. Но и это задание было не таким уж простым. Дело в том, что, согласно правилам, некоторым ребятам из команд приходилось моделировать конструкцию только одной рукой или стоя на одной ноге, что значительно усложняло поставленную задачу. Заметив, что участница мастер-класса упорно старается выполнить задачу самостоятельно даже одной рукой, одна из экспертов мастер-класса обратилась к ней: «Я вижу, ты очень стараешься, но у тебя не получится, пока ты не договоришься с командой». Работа шла полным ходом. В другой команде башня оказалась невысокой, что послужило поводом для расстройства одного из школьников.

«У нас, наверное, хуже всех?» - спросил он, обратившись к учительнице. «Ну что ты, у вас очень хорошо получилось», - ответила педагог; казалось, что даже своей интонацией она стремится успокоить школьника, вселив в него уверенность. После выполнения задания школьники откровенно признались, что самым трудным для них стало умение договориться.

Оригинально был отработан на практике и такой навык лидера, как коммуникабельность. Перед каждым из участников мастер-класса лежал листок с изображенной на нем фигурой, и у каждого был всего лишь один цветной карандаш. Вся соль задания заключалась в том, что элементы фигуры надо было раскрасить другими цветами, обменявшись карандашами с другими участниками команды, но при этом не общаясь. Этим примером организаторы мероприятия в очередной раз напомнили, что настоящий лидер должен уметь договориться в любой ситуации.

После завершения меро­приятия своими впечатлениями поделилась участница мастер­класса, 8-летняя Лиза: «Для меня лидер - это дружелюбный человек, который всегда приходит на помощь. Надеюсь, что меня можно отнести к таким. Мне очень понравилось на занятии. В будущем я мечтаю стать дизайнером. Безусловно, все эти навыки мне пригодятся не только в профессии, но и в жизни».

Авдотья Пыжикова

Поделиться этим материалом
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ РУБРИКИ