Этнотуризм - путь к истоку
27-28 августа состоялась Межрегиональная конференция по развитию этнографического туризма. В ней приняли участие представители 12 районов Вологодской области, республики Карелия и Архангельской области.
Снова Нюксеница
Случилось так, что за последние полгода в третий раз ехал в Нюксеницу - село на холмистом берегу красавицы и труженицы Сухоны. Был в Нюксенице ещё зимой, в конце февраля, потом уже в начале лета, и вот - в последние летние дни, 27 августа, еду туда же½
В полях кое-где работают зерноуборочные комбайны, чернеет поднятая зябь, рулоны соломы и сена раскиданы по стерне½ А вот густо-густо молодые осинки, берёзки, а то и ольха - и понимаешь, что это бывшие поля, пастбища, сенокосы½
Всё ещё зелено - трава и листва, только пронзительно желтеют пряди берёз, да погасли свечи кипрея, подёрнулись пуховым пеплом½
Чем дальше от Вологды, тем выше угоры, тем шире распахиваются родные зелёные дали. И уже стоят кое-где по деревням старинные дома-богатыри½
Проплыли за окном мачты с крестами тотемских церквей-кораблей.
Пролетают мимо деревни и речки, в названия которых глубокая древность½ Но вот указатель на Нюксеницу. И вскоре мы въезжаем в посёлок: снова аккуратные домики в
резных наличниках, огороды, палисады, новые дома½ На угоре - гостиница, в которой нам предстоит ночевать½ Но у гостиницы мы не задерживаемся, едем дальше. Нас уже ждут в Центре традиционной народной культуры½
Здесь шьют и порют, и поют
Впрочем, пора уже и сказать, кто мы и с какой целью приехали сюда.
Мы - участники конференции «Этнотуризм как фактор развития территорий: опыт регионов России», из районов Вологодской области, Республики Карелия, Архангельской области, работники культуры и туризма. Организована эта конференция департаментом культуры и туризма Вологодской области.
Под Центр отдано целое большое уютное деревянное здание, и с порога видно, что пустым оно не бывает: столько фотографий и рисунков на стенах, расписаний занятий кружков, и такие внимательные, доброжелательные люди встречают нас½ Здесь, в этом Центре взрослые и дети могут изучать ткачество, берестоплетение, лоскутное шитьё, вышивку, роспись по дереву, гончарное дело, изготовление традиционных кукол и многое другое.
Конечно, работа Центра - это не только кружки по интересам, это, прежде всего, сбор информации о традиционных ремёслах, сбор фольклорного материала. Здесь воссозданы уникальные образцы традиционного костюма. Действуют фольклорные ансамбли «Волюшка» и «Боркунцы» (детский ансамбль)
А кроме того, Нюксенский ЦТНК проводит областные и районные фольклорные фестивали и праздники.
А направляет всю эту большую работу, решает хозяйственные и финансовые проблемы (а куда в «культуре» без них!), а ещё и проводит экскурсии для таких вот как мы гостей Татьяна Павловна Гоглева - директор Центра. Ей удалось главное - собрать коллектив единомышленников, потому и дело у них хорошо делается½
Конференция и Пожарище
Из ЦТНК переехали в здание администрации Нюксенского района.
Здесь прозвучали доклады участников конференции: о работе музея усадьба Гальских в Череповце, о развитии этнотуризма в местах проживания вепсов в Бабаевском районе, о традиционном празднике в карельской деревне Киндасово; об использовании в туристической работе литературного героя - Сени Малины (Архангельская область)½
Уже вечером приехали в знаменитую деревню Пожарище (произносится с ударением на И)½ Ято думал, что это полностью музейная этнодеревня. Нет - деревня жива. И даже коровы рядом с ней пасутся. И люди живут в родовых домах - высоких, со светёлками и балкончиками. Несколько таких домов перевезены из Пожарищ и других деревень Нюксенского района в архитектурноэтнографический музей Семенково под Вологдой.
В доме, где расположен этнокультурный центр, нас ждали хозяева: Олег Коншин и участницы фольклорного ансамбля.
Во дворе музея установлены щиты, на которых рассказывается о пожарищинских семейных родах: с фотографий смотрят на нас бородатые мужики, женщины в традиционной одежде, солдаты Первой Мировой, колхозники, юноши и девушки½ Вся жизнь деревни½
- Когда мы начинали это направление туризма, нам самим было интересно, как же люди будут реагировать на такие серьезные темы, - делился опытом работы Олег Коншин. - И оказалось, что очень многим интересны именно серьезные темы: что такое русская национальная культура, какие национальные «коды» скрыты в наших песнях, плясках, обрядах½ Ведь те песни, которые вы сейчас услышите - это не песни, это способ вхождения в пограничное состояние, позволявший нашим предкам выживать в тяжелейших условиях½
А затем зазвучали протяжные старинные песни, начались пляски.
Я вышел на улицу: в сумерках стояли громады старых домов, и виднелись силуэты новых уже современных домиков½ Ко мне подошёл не совсем трезвый местный житель и сказал
с гордостью, кивнув на дом, из которого слышались звуки песен и пляски: «Это мы тут всё начинали, с нас всё и тянется». То есть, местные жители не отделяют себя от этого культурного центра. И это хорошо, правильно.
Завершилась встреча в Пожарищах ужином из традиционных нюксенских блюд.
И лишь к ночи участники конференции приехали в гостиницу.
Традиции имеют право½
На следующий день, 28 августа, работа конференции началась в стенах Нюксенского ЦТНК семинаром-практикумом «Как превратить этнокультурные особенности территории в туристические преимущества», который провела Светлана Кольчурина, директор Ассоциации этнокультурных центров и организаций по сохранению наследия «ЭХО» (Республика Карелия).
Девиз этой организации: «Традиции имеют право на развитие».
Здесь лишь пунктиром обозначу то, что выделил как самое важное в семинаре.
Этнотуризм - это не панацея от всех болезней, очень часто он наносит вред коренному народу, а не благо. Очень важно то, как показывается туристу культура народа, проживающего на данной территории. Хорошо, если это делается аккуратно, бережно, с уважением. Плохо, если народ превращается в ряженых, клоунов (и делают это менеджеры в сфере культуры и туризма)½
У нас, если говорить о русском народе, бывают, например, случаи, когда частушки «с картинками» подаются, как главная традиция русской деревни½
Да, много туристов, прибыль - это хорошо, это нужно, если говорить о туризме как о бизнесе, но нужно учитывать мнение местного населения. Хотят ли они видеть у себя туристов, проводить для них праздники и т. д. Повторюсь: мне кажется это крайне важным - не вторгаться в жизнь людей со своим туризмом, пока людям, жителям данной территории, этот туризм не будет нужен.
Развитие этнотуризма - это и развитие ремесел, и даже развитие сельского хозяйства, а значит, и развитие сельской территории.
В Карелии создана сеть этнокультурных центров, каждый из которых имеет свою стратегию: где-то музейная работа, где-то развитие ремесел, где-то проведение праздников, где-то - литературное краеведение («Фонд Ортье Степанова») и т. д.
Очень интересным показался мне опыт поморского села Нюхча, где поморы живут своей жизнью, в своей естественной среде (и даже были поначалу категорически против туристов), а приезжие туристы просто живут какое-то время среди этих людей, видят их быт, слышат их речь. Никакого карнавала, никакой «клюквы»½ И если туристу удастся хотя бы отчасти стать для них своим - вот тогда-то он и поймёт этих людей. Но это должен быть «умный турист»½ Кому-то нужны и карнавалы, но им не сюда½
Прошла в рамках семинара и командная игра, заинтересовавшая всех, ведь она выявила профессионализм участников конференции в сфере туризма.
Не стесняться быть русскими
И заключительным «аккордом» конференции стало посещение деревни в соседнем Тарногском районе½
Переезд на автобусе из Нюксеницы был быстрый и½ красивый: угоры, поля, деревни со старинными домами. У речки Маркуши свернули в деревню официально называемую Заречье, но сохранившую и народное, по названию реки, имя - Маркуша½
Деревня большая - центр сельского поселения, есть школа, детский сад, музей, работающее сельхозпредприятие½
Когда-то деревня была селом. В конце 16 века преподобным Агапитом был здесь построен Никольский монастырь, который существовал до конца 18 века, церковь оставалась до середины 20 века - к сожалению, судьба её типична для храмов в то время, она полностью разрушена. Но остался родник святого Агапита на берегу речки Маркуши, к которому и по сей день идут и идут люди за исцелением и по вере своей получают его½
Встретила нас в Маркуше заместитель главы поселения Александра Бурцева, одетая в традиционную местную одежду. И снова мы отведали блюда местной кухни - замечательный суп, пироги, студень½ Затем побывали на святом источнике и в местном музее, где осмотрели экспозицию и поучаствовали в краеведческой игре.
Александра Ивановна Бурцева сказала очень важные слова: «Мы должны перестать стесняться быть русскими».
Очень правильно. Перестать стесняться быть русскими, вепсами, карелами, помнить свои корни.
Думаю, что в нашем, Вологодском, районе можно использовать опыт по представлению деревенских фамилийродов, больше рассказывать о традиционных именно для нашего края рыболовном и кружевном промыслах, большой потенциал и у «православного туризма» - ведь столько церквей, монастырей, святых источников в Вологодском районе.
Дмитрий Ермаков.
Фото автора.
Поделиться этим материалом