Об утверждении Порядка осуществления проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения при предоставлении муниципальной гарантии Вологодского муниципального округа Вологодской области
(№ПОС-38-02/25)

Постановление
Администрация округа
21.02.2025

В соответствии со статьей 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Представительного Собрания Вологодского муниципального округа от 25.10.2022 № 36 «О бюджетном процессе в Вологодском муниципальном округе Вологодской области», руководствуясь статьей 38 Устава Вологодского муниципального округа Вологодской области,

постановлением администрации Вологодского муниципального округа от 12.12.2024 № 6049-01 «О наделении первого заместителя главы Вологодского муниципального округа правом подписи»

администрация округа ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить Порядок осуществления проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения при предоставлении муниципальной гарантии Вологодского муниципального округа Вологодской области согласно приложению к настоящему постановлению.
  2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации и размещению на официальном сайте Вологодского муниципального округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Первый заместитель главы округа А.Ю. Соколов

УТВЕРЖДЕН постановлением администрации Вологодского муниципального округа от 21.02.2025 № 38-02

Приложение к постановлению администрации Вологодского муниципального округа от 21.02.2025 № 38-02 Порядок осуществления проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения при предоставлении муниципальной гарантии Вологодского муниципального округа Вологодской области

  1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет процедуру осуществления:

проверки достаточности, надежности и ликвидности банковской гарантии и поручительства юридических лиц, государственной (муниципальной) гарантии, государственной гарантии иностранного государства, залога имущества предоставляемого принципалом, третьим лицом в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу, возникшего в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части муниципальной гарантии Вологодского муниципального округа Вологодской области (далее - муниципальная гарантия) в целях предоставления муниципальной гарантии;

контроля за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления муниципальной гарантии.

1.2. Под достаточностью, надежностью и ликвидностью обеспечения в целях настоящего Порядка понимается способность гаранта, поручителя своевременно и в полном объеме исполнить обязательства, принятые в обеспечение принципала - получателя муниципальной гарантии, по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу, возникшего в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части обязательств, принятых за принципала по муниципальной гарантии.

1.3. Проверка достаточности, надежности и ликвидности обеспечения предоставляемого при предоставлении муниципальной гарантии осуществляется финансовым управлением администрации Вологодского муниципального округа (далее – Финансовое управление) в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, установленных:

пунктом 2.3 настоящего Порядка, если в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала перед гарантом предлагается банковская гарантия;

пунктом 3.4 настоящего Порядка, если в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала перед гарантом предлагается поручительство юридического лица;

пунктом 4.3 настоящего Порядка, если в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала перед гарантом предлагается государственная (муниципальная) гарантия;

пунктом 5.3 настоящего Порядка, если в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала перед гарантом предлагается государственная гарантия иностранного государства;

пунктом 6.3 настоящего Порядка, если в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала перед гарантом предлагается залог имущества.

1.4. Контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью обеспечения после предоставления муниципальной гарантии осуществляется Финансовым управлением ежегодно до прекращения действия муниципальной гарантии. Контроль осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня получения Финансовым управлением от принципала и (или) бенефициара документов установленных:

пунктом 2.4 настоящего Порядка, если в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала перед гарантом предлагается банковская гарантия;

пунктом 3.5 настоящего Порядка, если в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала перед гарантом предлагается поручительство юридического лица.

Принципал и (или) бенефициар направляет документы, установленные пунктами 2.4 или 3.5 настоящего Порядка, не позднее 1 мая текущего финансового года.

  1. Проверка (контроль) достаточности, надежности и ликвидности банковской гарантии

2.1. Проверка (контроль) достаточности банковской гарантии заключается в определении соответствия объема, предоставляемого (предоставленного) обеспечения, к минимальному объему (сумме) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по муниципальной гарантии.

Минимальный объем (сумма) обеспечения исполнения обязательств  принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по муниципальной гарантии устанавливается в зависимости от степени удовлетворенности финансового состояния принципала в порядке, утверждаемом постановлением администрации Вологодского муниципального округа (далее – минимальный объем (сумма) обеспечения исполнения обязательств  принципала).

2.2. Гарант на день представления документов, установленных пунктом 2.3 настоящего порядка, должен соответствовать одновременно следующим требованиям:

иметь действующую лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций, в том числе на предоставление банковских гарантий;

соблюдать обязательные нормативы, установленные Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в течение последних 12 месяцев;

не иметь неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

иметь стоимость чистых активов (собственных средств) не менее величины, составляющей трехкратную сумму предоставляемой банковской гарантии;

в отношении гаранта не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), гарант не находится в процессе реорганизации или ликвидации.

Банковская гарантия должна соответствовать следующим условиям:

должна быть безотзывной, оформлена в письменной форме;

не предусматривать права передачи третьему лицу обязательств по банковской гарантии без согласия Вологодского муниципального округа Вологодской области;

срок действия должен быть не менее срока действия муниципальной гарантии, увеличенный на три месяца.

Банковская гарантия признается надежной, если гарант и банковская гарантия соответствуют требованиям, указанным в настоящем пункте.

2.3. Проверка достаточности, надежности и ликвидности банковской гарантии осуществляется на основании документов, установленных постановлением администрации Вологодского муниципального округа для предоставления муниципальной гарантии.

2.4. Контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью банковской гарантии осуществляется на основании следующих документов:

выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, по состоянию не позднее месяца до дня представления документов;

справка налогового органа о состоянии расчетов гаранта по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подтверждающая отсутствие недоимки по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, по состоянию на дату не позднее месяца до дня представления документов;

информации из информационной системы «Картотека арбитражных дел» об отсутствии производства по делу о несостоятельности (банкротстве) гаранта на дату не позднее месяца до дня представления документов;

информация о размере собственного капитала гаранта, а также о выполнении обязательных нормативов, минимальных размеров уставного капитала и собственных средств (капитала), обязательных резервных требований, установленных Центральным банком Российской Федерации, за отчетный год.

  1. Проверка (контроль) достаточности, надежности и ликвидности поручительства юридического лица

3.1. Проверка (контроль) достаточности поручительства юридического лица заключается в определении соответствия объема, предоставляемого (предоставленного) обеспечения, к минимальному объему (сумме) обеспечения исполнения обязательств принципала.

3.2. В рамках проведения проверки (контроля) надежности и ликвидности поручительства юридического лица Финансовое управление готовит заключение о финансовом состоянии поручителя в соответствии с установленным постановлением администрации Вологодского муниципального округа Порядком проведения анализа финансового состояния принципала в целях предоставления муниципальной гарантии Вологодского муниципального округа Вологодской области.

3.3. Поручитель на день представления документов, установленных пунктом 3.4 настоящего Порядка, должен соответствовать одновременно следующим требованиям:

финансовая отчетность за последний отчетный год признана в аудиторском заключении достоверной;

не иметь просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Вологодским муниципальным округом Вологодской области;

не иметь неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

иметь стоимость чистых активов не менее величины, составляющей трехкратную сумму предоставляемого поручительства;

в отношении поручителя не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), поручитель не находится в процессе реорганизации или ликвидации;

иметь удовлетворительное финансовое состояние поручителя.

Договор поручительства должен соответствовать следующим условиям:

должен быть безотзывным;

не должен предусматривать права передачи третьему лицу обязательств по поручительству юридического лица без согласия Вологодского муниципального округа Вологодской области;

срок действия должен быть не менее срока действия муниципальной гарантии, увеличенный на три месяца.

Поручительство юридического лица признается надежным, если поручитель и договор поручительства соответствуют требованиям, указанным в настоящем пункте.

3.4. Проверка достаточности, надежности и ликвидности поручительства юридического лица осуществляется на основании документов, установленных постановлением администрации Вологодского муниципального округа для предоставления муниципальной гарантии.

3.5. Контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью поручительства юридического лица осуществляется на основании следующих документов:

выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, по состоянию не позднее месяца до дня представления документов;

справка налогового органа о состоянии расчетов поручителя по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подтверждающая отсутствие недоимки по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, по состоянию не позднее месяца до дня представления документов;

информации из информационной системы «Картотека арбитражных дел» об отсутствии производства по делу о несостоятельности (банкротстве) гаранта на дату не позднее месяца до дня представления документов;

аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности поручителя за отчетный год;

бухгалтерская отчетность поручителя за отчетный год с отметкой налогового органа о ее принятии, включающая в себя бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях в капитале, отчет о движении денежных средств и отчет о целевом использовании средств, пояснения к бухгалтерской отчетности.

  1. Проверка (контроль) достаточности, надежности и ликвидности государственной (муниципальной) гарантии

4.1. Проверка (контроль) достаточности государственной (муниципальной) гарантии заключается в определении соответствия объема, предоставляемого (предоставленного) обеспечения, к минимальному объему (сумме) обеспечения исполнения обязательств принципала.

4.2. Проверка (контроль) надежности и ликвидности государственной (муниципальной) гарантии заключается в соответствии государственной (муниципальной) гарантии следующим условиям:

является безотзывной, совершенной в письменной форме;

срок действия должен быть не менее срока действия муниципальной гарантии, увеличенной на три месяца.

4.3. Проверка достаточности, надежности и ликвидности государственной (муниципальной) гарантии осуществляется путем рассмотрения проекта государственной или муниципальной гарантии.

4.4. Контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью государственной (муниципальной) гарантии осуществляется путем установления наличия сведений об указанной государственной (муниципальной) гарантии в соответствующем законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации или решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете (далее - Закон (решении) о бюджете). Законом (решением) о бюджете должны быть установлены бюджетные ассигнования на возможное исполнение муниципальных гарантий.

  1. Проверка (контроль) достаточности, надежности и ликвидности государственной гарантии иностранного государства

5.1. Проверка (контроль) достаточности государственной гарантии иностранного государства заключается в определении соответствия объема, предоставляемого (предоставленного) обеспечения, к минимальному объему (сумме) обеспечения исполнения обязательств принципала.

5.2. Проверка (контроль) надежности и ликвидности государственной гарантии иностранного государства заключается в соответствии государственной гарантии иностранного государства следующим условиям:

является безотзывной, совершенной в письменной форме;

срок действия должен быть не менее срока действия муниципальной гарантии, увеличенной на три месяца.

5.3. Проверка достаточности, надежности и ликвидности государственной гарантии иностранного государства осуществляется путем рассмотрения проекта гарантии иностранного государства.

5.4. Государственная гарантия иностранного государства в рамках контроля за достаточностью, надежностью и ликвидностью признается достаточной, надежной, ликвидной по факту ее выдачи.

  1. Проверка (контроль) достаточности и ликвидности залога имущества

6.1. Проверка (контроль) достаточности залога имущества заключается в определении соответствия объема, предоставляемого (предоставленного) обеспечения, к минимальному объему (сумме) обеспечения исполнения обязательств принципала.

6.2. Имущество признается ликвидным, если оценка рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) имущества, передаваемого в залог, осуществлена в соответствии с абзацем седьмым пункта 3 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

6.3. Проверка достаточности и ликвидности залога имущества осуществляется на основании документов, документов, установленных постановлением администрации Вологодского муниципального округа для предоставления муниципальной гарантии.

6.4. Залог имущества в рамках контроля за достаточностью и ликвидностью признается достаточным и ликвидным по факту его выдачи.

  1. Порядок действий при выявлении недостаточности предоставленного принципалом обеспечения

7.1. В случае если по результатам мероприятий, указанных в настоящем Порядке, выявлена недостаточность предоставленного обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу или иного несоответствия предоставленного обеспечения требованиям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации (в том числе в случае существенного ухудшения финансового состояния юридического лица, предоставившего в обеспечение исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу банковскую гарантию или поручительство), принципал обязан осуществить замену обеспечения (полную или частичную) либо предоставить дополнительное обеспечение в целях приведения состава и общего объема (суммы) обеспечения в соответствие с минимальным объемом (суммой) обеспечения исполнения обязательств принципала в течение 30 календарных дней со дня выявления такого несоответствия.

7.2. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принципалом указанной обязанности принципал несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, договором о предоставлении муниципальной гарантии.

7.3. Неисполнение принципалом указанной обязанности не является основанием для неисполнения муниципальной гарантии (признания требования бенефициара об исполнении гарантии необоснованным и не подлежащим удовлетворению), прекращения муниципальной гарантии.

7.4. Неисполнение принципалом установленной разделом 7 настоящего Порядка обязанности приравнивается к неисполнению денежных обязательств перед гарантом. К принципалу, не исполнившему указанную обязанность, применяются положения, предусмотренные абзацем вторым пункта 1 статьи 93.2, абзацем четвертым пункта 1.1 статьи 115.2, пунктом 17 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации для лиц, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед гарантом.