Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Вологодского муниципального округа на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов (№ПОС-216-02/24)
В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Вологодской области от 24.10.2024 № 1246 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Вологодской области, долговой политики Вологодской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов», решением Представительного Собрания Вологодского муниципального округа от 25.10.2022 № 36 «О бюджетном процессе в Вологодском муниципальном округе Вологодской области» и для составления проекта бюджета Вологодского муниципального округа на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов,
администрация округа ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1.Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики Вологодского муниципального округа Вологодской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов согласно приложению к настоящему постановлению.
- Органам местного самоуправления Вологодского муниципального округа и органам администрации Вологодского муниципального округа, наделенным правами юридического лица, осуществлять формирование доходов и расходов по соответствующим отраслям и направлениям расходов с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Вологодского муниципального округа на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
- Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, подлежит размещению на официальном сайте Вологодского муниципального округа в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и официальному опубликованию в средствах массовой информации.
Глава округа И.А. Быков
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением администрации Вологодского муниципального округа от 14.11.2024 №216-02
Приложение постановлением администрации Вологодского муниципального округа от 14.11.2024 №216-02
Основные направления бюджетной и налоговой политики Вологодского муниципального округа Вологодской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Вологодского муниципального округа Вологодской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики округа) определяют цели и приоритеты бюджетной политики в среднесрочной перспективе и разработаны в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
Целью основных направлений бюджетной и налоговой политики округа является определение условий, принимаемых для составления проекта бюджета округа, основных подходов к его формированию, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования для осуществления общественного участия в процессе планирования.
Важным ориентиром является реализация задач, обозначенных Президентом Российской Федерации в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
Приоритеты основных направлений бюджетной и налоговой политики округа в среднесрочном периоде сохраняют преемственность задач, определенных стратегическими целями развития Вологодского муниципального округа с учетом приоритетов, сформулированных Президентом Российской Федерации в указах и национальных (федеральных) проектах, отраженных в реализуемых на территории области региональных проектах, а также с учетом сложившейся геополитической и экономической ситуации в стране и ориентирована на решение следующих задач:
обеспечение реализации мероприятий, направленных на улучшение качества жизни и благосостояния населения округа;
приоритизация и повышение эффективности бюджетных расходов;
сохранение социальной направленности бюджета округа;
обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета округа как базового принципа ответственной бюджетной политики в условиях ограниченности его доходных источников;
создание благоприятной налоговой среды для стимулирования восстановления отраслей экономики и субъектов малого и среднего предпринимательства, содействия занятости населения и легализации доходов;
повышение качества планирования и эффективности реализации муниципальных программ округа;
безусловное исполнение действующих расходных обязательств;
эффективное управление муниципальным долгом округа и сохранение его объема на экономически безопасном уровне.
Бюджетное планирование основывается на «базовом варианте» прогноза социально-экономического развития Вологодского муниципального округа.
Приоритетными направления бюджетной политики округа остаются исполнение социальных обязательств Вологодского муниципального округа, участие в реализации национальных проектов, эффективное управление муниципальными финансовыми ресурсами.
Основным инструментом достижения национальных целей развития являются национальные проекты и реализуемые на территории округа региональные проекты.
В 2025 году значительные ресурсы будут направлены на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов округа и продолжена финансовая поддержка реализации проектов «Народный бюджет».
Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения.
В целях обеспечения публичности процесса управления общественными финансами будет продолжена работа по реализации мероприятий по обеспечению открытости и прозрачности бюджета округа и бюджетного процесса для граждан, путем:
размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств с дальнейшим развитием мероприятий, направленных на открытость и прозрачность бюджета округа, бюджетного процесса для граждан;
привлечения общественности к участию в бюджетном процессе, в том числе посредством реализации программ развития округа с учетом направления средств бюджета округа на мероприятия, имеющие для жителей приоритетное значение;
общественного обсуждения документов стратегического планирования;
обеспечения наглядности и доступности для общественных объединений и граждан информации о муниципальных финансах, продолжения проведения мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения округа, содействие развитию у граждан ответственного отношения к личным финансам;
размещения на едином портале бюджетной системы Российской Федерации финансовой и иной информации о бюджете и бюджетном процессе и иных сведениях, определяемых Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджет округа будет сформирован на три года - на очередной финансовый год и плановый период.
Основные направления налоговой политики на ближайший период в условиях сложившихся явлений в экономике, связанных с внутренними и внешнеполитическими факторами, будут направлены на:
организация мероприятий, направленных на обеспечение в полном объеме запланированных налоговых поступлений и учет изменений в федеральном и областном налоговом законодательстве;
активизации работы в части актуализации базы данных, необходимой для начисления имущественных налогов, и расширения налогооблагаемой базы по ним;
аналитическое обеспечение поступления доходов в бюджет округа с целью своевременного выявления негативных тенденций, влияющих на поступление доходов;
учет изменений в федеральном и областном налоговом законодательстве;
проведение и учет результатов оценки налоговых расходов;
взыскание задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджет, легализацию доходов бизнеса;
создание условий для привлечения инвестиций в экономику округа в целях ее устойчивого развития и повышения конкурентоспособности, включая развитие как территории опережающего социально-экономического развития.
В целях развития налогооблагаемой базы во взаимодействии с Управлением федеральной налоговой службы России по Вологодской области продолжится работа по инвентаризации и оценке потенциальной доходности территории округа, привлечению владельцев объектов недвижимости к оформлению прав на них в соответствии с действующим законодательством.
Приоритетами налоговой политики на ближайшую перспективу является обеспечение стабильных налоговых условий для хозяйствующих субъектов, повышение стимулирующей роли налоговой системы в привлечение инвестиций в экономику округа.
Планируется распространить налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, уплачивающих налог по объектам налогообложения, включенным в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Бюджетная политика округа должна быть скорректирована с учетом текущей экономической и геополитической ситуации в стране и направлена на:
осуществление бюджетных расходов с учетом возможностей доходной базы бюджета;
сохранение достигнутых соотношений к среднемесячному доходу от трудовой деятельности средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, поименованных в указах Президента Российской Федерации;
недопущение роста кредиторской и дебиторской задолженности бюджета округа, принятие мер по ликвидации сложившейся кредиторской и дебиторской задолженности бюджета округа;
привлечение в бюджет округа средств областного (федерального) бюджета исходя из предельного уровня софинансирования расходного обязательства округа; повышение эффективности бюджетных расходов;
расширение практики использования механизмов государственно-частного партнерства, в том числе в социальной сфере.
Необходимо продолжить работу по совершенствованию деятельности и повышению эффективности и качества оказания (выполнения) муниципальными учреждениями округа муниципальных услуг (работ) путем:
проведения оценки обоснованности затрат по оказываемым услугам (выполняемым работам);
повышения обоснованности планирования и распределения средств бюджета округа на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ);
развития платных услуг для создания конкурентных преимуществ;
проведения оценки соответствия качества фактически оказанных муниципальных услуг утвержденным требованиям к качеству, с изучением мнения населения о качестве оказываемых муниципальных услуг (работ).
Муниципальным учреждениям необходимо провести анализ оказываемых услуг (выполняемых работ) исходя из текущей конъюнктуры рынка конкретного вида услуг (востребованность, предложение, цена, размер затрат на оказание услуг), а также количественного показателя потребителей услуг по годам.
Важно обратить внимание на повышение эффективности использования земельно-имущественного комплекса как переданного в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям и в оперативное управление муниципальным учреждениям, так и имеющегося и формируемого для сдачи в аренду и продажи.
Следует продолжить работу по приведению штатной численности в муниципальных учреждениях к оптимальной организационной структуре с учетом фактически замещенных штатных единиц, оценки эффективности деятельности муниципальных учреждений, включая их руководителей, увязки стимулирующих выплат.
Руководителям муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий необходимо осуществлять стимулирование работников с учетом контроля за достижением ключевых показателей деятельности (эффективности) исходя из вклада каждого работника и решения задач округа.
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ округа и непрограммных направлений деятельности органов местного самоуправления округа будут сформированы с учетом доходов бюджета округа и повышению эффективности бюджетных расходов.
Для достижения национальных целей бюджетная политика будет направлена на решение следующих основных задач:
внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс;
укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации;
продвижение талантливой молодежи в сфере музыкального искусства;
создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства);
укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений округа;
создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом и подготовка спортивного резерва;
повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта;
использование механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития округа;
обеспечение населения округа качественной питьевой водой;
обеспечение энергосбережения и повышение энергетической эффективности в энергетике;
комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности,
проведение мероприятий по ликвидации, выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок, обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.
Формирование и исполнение бюджета округа будет осуществляться на основе муниципальных программ, что предполагает увязку бюджетных ассигнований и конкретных мероприятий, направленных на достижение приоритетных целей социально-экономического развития округа.
Начиная с 2025 года вводится новая система управления муниципальными программами округа, предусматривающая радикальную трансформацию инструмента муниципальных программ, пересмотр подходов к их разработке и реализации. Полностью изменена структура муниципальных программ посредством четкого разграничения расходов на проектную деятельность, направленную на конкретный уникальный результат (в рамках муниципальных проектов, связанных с реализацией национальных проектов, и муниципальных проектов, не связанных с реализацией национальных проектов), и процессную деятельность, направленную на решение текущих задач социально-экономического развития (в рамках комплексов процессных мероприятий).
Все программно-целевые методы управления округа должны отвечать приоритетам его социально-экономического развития, реализовываться с использованием оценки бюджетной эффективности расходов бюджета округа, позволяющей соизмерять затраты и результаты выполнения программных мероприятий, оценивать степень достижения поставленных целей и задач.
Реализация долговой политики в 2025 году и плановом периоде 2026 - 2027 годов будет осуществляться в рамках решения ключевых задач по поддержанию умеренной долговой нагрузки, контроля за соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, сохранением объема долговых обязательств на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков и обеспечения исполнения долговых обязательств в полном объеме.
В условиях имеющихся рисков сбалансированности бюджета органы местного самоуправления округа в целях их минимизации должны обеспечить направление дополнительных поступлений по доходам на снижение бюджетного дефицита, а не на увеличение расходных обязательств.
Кроме того, для покрытия временных кассовых разрывов необходимо ввести практику управления остатками средств на едином счете бюджета округа, включая привлечение и возврат средств муниципальных учреждений округа, что позволит реже прибегать в течение финансового года к заемным источникам и экономить бюджетные средства на их обслуживание.