Целительная сила сказки

Дети учатся, родители плачут – такой эффект достигается от работы со сказками.

Об этом на двухдневном семинаре с воспитателями садов Вологодского округа рассказывала психолог, сказкотерапевт, этносказковед, член Международного союза сказкотерапевтов и автор трех программ для дошкольников Светлана Макушкина.

Воспитатели и психологи постигали сказкотерапию, которая помогает разговорить застенчивого ребенка, обнаружить и исправить внутренние психологические конфликты у детей и взрослых, увидеть скрытые страхи и понять, какая помощь требуется. Сказкотерапией можно лечить взрослых и учить детей.

Три силы русской народной сказки

Светлана Вячеславовна уверена, что сказка необходима детям.

«Мы очень корневые, и для нас привычны и природосообразны те понятия добра и зла, понятия семьи, любви к близким, которые были в сказках заложены. Когда взрослый читает ребенку сказки, в этот момент между ним и ребёнком активируются силы сказки. Но нужно читать, погружаясь в сказку, а не в свои мысли. Это трудно, но если вы сможете, уверена, вы будете получать силы», – говорит сказкотерапевт.

Какие? Первая – целительная. Об этом знали еще на Древнем Востоке, где было разработано целое направление лечения сказкой и для каждой болезни подбирали свою. Сейчас работают со сказкой немного иначе, но тем не менее научно установлено, что когда мы слушаем сказку, у нас повышается уровень окситоцина в крови и легкие дышат более полно, чем в обычной жизни.

Вторая сила – информационная. Сказка – это уникальная форма хранения и передачи от человека к человеку мудрости и жизненного опыта. Она формирует в ребенке банк жизненных ситуаций. Если просто читать сказки, но не рассуждать с детьми о них, то банк находится в пассивном состоянии. Хотя даже в этом случае в критические минуты жизни человек принимает правильное решение. Потому что жизненная мудрость проснется. А если с ребенком проговаривать сказки, то этот банк всегда открыт, он активен, и ребенок понимает, как поступать в той или иной ситуации. И не только ребенок.

Одна из воспитательниц, участница семинаров Светланы Макушкиной, рассказала ей забавную историю: «Играю с детьми в сказку «Как коза избушку по­строила». Коза ходит от дерева к дереву и просит разрешения построить под ветками избушку. Яблонька ее прогнала. Елка, дуб, осина, шиповник – все прогнали. А березка пустила. Я говорю детям, что сказка учит, что надо идти играть туда, где тебя ждут, а не лезть туда, где не нужен. Проговариваю это с детьми и понимаю, что сказка-то о моих замужествах. Я три раза лезла туда, где не нужна. А просто надо искать свою «березку».

Третья сила – активизирующая. Сказка дает ресурс существования народа и себя в народе. Не зря ведь в самые тяжелые времена люди обращались к сказке. В годы войны и в трудные послевоенные годы снимали такие светлые замечательные сказки, как «Золушка», «Кощей Бессмертный», «Каменный цветок».

Гуси-лебеди как символ страха

Работа со сказкой подойдет всем. Ее можно рассмотреть с дошкольниками с одной стороны, с первоклассниками – с другой, с родителями – с третьей, да так, что последние расплачутся. Светлана объясняет метафоры сказок, открывает новые смыслы, и это не оставляет равнодушными даже взрослых.

Вот, например, сказка «Гуси-лебеди». Дети ее воспринимают как поучительную историю: нужно быть благодарным и вежливым, тогда тебе помогут. А родители узнают, что это сказка о материнстве. Да, именно так. Ведь девочка побежала в лес за ребенком. И пока мы идем по жизни одни, нам ни яблоня, ни печка не нужны, а вот когда мы с малышом – за нами летят наши страхи – гуси-лебеди. Тогда-то мы просим помощи у печи, у яблони – это наши близкие, наш отчий дом. После одного из занятий с мамами по «Гусям-лебедям» одна родительница помирилась с мамой, с которой не разговаривала семь лет.

Уникальная методика

Уникальность же методики Светланы Макушкиной в том, что она объединила сказкотерапию и игры на развитие зрительного восприятия ребенка, а это основа для развития дошкольника. Причем Светлана не просто теоретик из Москвы, который ездит по стране и учит других, как надо работать. Она самый что ни на есть практик.

«31 год я работала в одном детском саду и сейчас работаю. Я знаю, что такое умывать, одевать, укладывать спасть. Я знаю, что такое работа воспитателя, в котором чихнуть некогда», – говорит она на семинаре.

Современные дети не могут просто сидеть и слушать, сложив ручки, – они деятельны, и потому в занятия введены практические элементы. Когда мы говорим про зайкину избушку, то мы ее делаем. Выгнала лиса зайку – делаем грустного зайку, он встречает собаку – делаем и ее. Собака убегает – дети фигурку отодвигают: нам же не нужен такой друг трусливый, который тебя бросит.

Светлана Вячеславовна показала, что со сказкой можно работать так, чтобы дети дошкольного возраста смогли понять мораль сказки и извлечь из нее много доброго и запомнить.

Новая любовь Светланы Макушкиной

На Вологодчине Светлана второй раз. Первый раз в январе она проводила семинары для педагогов Вологды, а теперь для 40 воспитателей Вологодского округа.

«Моя новая любовь – воспитатели сельских детских садов. Они немного, самую чуточку, но другие. Более плавные, более нежные, более трепетные. С ними, как с детьми, надо с открытым сердцем и на кончиках пальцев. И они, как дети, распахивают свою душу и отдают всё свое внимание.

И(!) они(!) вообще(!) не смотрят в телефон, когда я говорю. Разумеется, у них есть телефоны и актуальное в них. Просто у них есть ещё воспитание и уважение. Они – невероятные!!!» – написала Светлана после поездки в наш округ.

И эта любовь взаимна. После семинара море положительных отзывов: «Спасибо Вам огромное за общение, новые знания и, конечно же, игры, которые Вы проводили с нами. Ждём снова Вас», «Вы – профессионал, а еще замечательная женщина, открывающая глаза на очевидные вещи! Ждем Вас снова!», «Спасибо Вам за тёплую семейную атмосферу, за интересные встречи, которые буду помнить долго».

И неудивительно, ведь слушать Светлану Вячеславовну – одно удовольствие. Она не читает лекцию, она рассказывает – голосом, руками, телом. И слушая ее, воспитатели с удовольствием погружались в сказку, превращались в детей, выполняли задания, отвечали на вопросы. И безусловно, нашли для себя много интересного, то, что можно использовать в работе не только с детьми, но и с родителями, с которыми, по словам воспитателей, работать порой сложнее, чем с детьми.

Больше фото смотрите — https://vk.com/album-32811940_292102492

Поделиться этим материалом
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ РУБРИКИ