200 лет у школьной доски

Общий стаж представителей педагогической династии – 229 лет, из них 121 год пришелся на школы Вологодского района.

Старшая из ныне живущих – София Сергеевна Ветродуева из Майского. Все ее близкие родственники работали учителями

«Охват предметов очень большой. У меня и дочери – история и обществознание, у мужа – производственное обучение и начальная военная подготовка. Сын Дмитрий всегда мечтал стать программистом, поэтому окончил факультет прикладной математики, преподавал информатику в школе и ВИПЭ, потом ушел в бизнес. Сестра вела химию, долго работала в Новленской школе, у ее мужа – производственное обучение, их дочь учила иностранным языкам. Сестра мужа – учитель начальных классов, ее муж – физкультуры. Племянница вела русский и литературу», – рассказывает о своей династии София Сергеевна.

Сама она у родителей младшенькая, родившаяся через полгода после начала войны и уже после смерти отца на фронте. С ранних лет была приучена к труду и ответственности. Ребята считали учителя важным человеком, примером для подражания. Соня ходила в Новленскую школу за пять километров, иногда отпугивая факелом волков. Такая жажда знаний еще с детства привела к мысли о профессии учителя.

«Тогда не было профориентационной работы. Никто из класса не поехал поступать в пед. Мои подруги собрались в Молочное на техфак и меня уговорили за компанию. Я с прохладцей сдавала экзамены, не знала, что такое технолог вообще. Никто из нас по конкурсу не прошел. Я решила через год поступать в пед. А потом меня пригласили работать в Елегонскую школу, там учительница ушла в декрет, других кандидатур не было. Когда замещение закончилось, позвали учителем иностранного языка в Борисовскую школе. Там я и работала до конца учебного года, потом поступила в пединститут».

В выборе профессии София Ветродуева не усомнилась, хотя первое время приходилось трудиться не в самых комфортных условиях. Первый год провела в Ларионовской школе, куда от остановки автобуса путь в 20 километров, жила в избе без света, мылась в печке. После с мужем уезжала в другой регион, но потянуло в родные края. В общей сложности в сфере образования София Сергеевна посвятила около 40 лет. Из них отработала 25 лет директором в Погореловской и Майской школах.

«Поначалу боязно было на должности директора, но коллектив замечательный, я на него опиралась. Не пугала ни ответственность за детей, ни общение с родителями и коллегами. Горжусь, что стала учительницей. В 18 лет осознанно сделала выбор. Это не надуманное, это сама жизнь. Не просто провела 40 лет в школе: я прожила замечательную жизнь с детьми, учителями, родителями».

Такие разные ученики

Любимчиков София Сергеевна старалась не выделять, но хвалить за дело. А вот к трудным деткам относилась с особым состраданием. Ведь зачастую проблемы ребенка появлялись из-за обстановки в семье.

«Это ведь не дети трудные, а их семьи! Нужно хорошо знать семью, ее сильные и слабые стороны. Приходилось говорить учителям: «Не сделал ребенок домашнее задание, а вы у него спросили: «Ты сегодня кушал или пришел голодный?» И сейчас есть семьи, где алкоголь присутствует, и раньше они были. Занимались после уроков с отстающими учениками, чтобы исправить оценки. Дети разного воспитания, разной культуры. Затем и нужны педагоги, чтобы это всё учитывать и помогать», – уверена София Ветродуева.

«Я буду, как мама»

Светлана Пестерева пошла по стопам матери и в выборе профессии, и в выборе предмета. Повлиял и авторитет любимого педагога Татьяны Ноговиковой – тогда еще молодой специалист настолько увлеченно рассказывала в классе, что возник непраздный интерес и у ученицы. Выпускница Сосновской школы по окончании вуза пришла туда работать в 1989 году и осталась до сих пор. Светлана Александровна говорит, что София Сергеевна только в школе была строгим директором, а дома становилась просто мамой, хотя и достаточно требовательной. И привитые с детства правила педагог старается применять на ребятах.

«Когда я училась в школе, одноклассники поначалу боялись приходить к нам, потому что мама – директор школы. Но она очень доброжелательная, гостеприимная, поэтому всегда дома были друзья. Мне с братом приходилось соответствовать, ведь мама говорила: «Как я могу спрашивать с других, если мои дети как-то себя не так ведут или не так выглядят». С ранних лет она учила нас с братом: сначала спроси с себя, потом спроси с других. Для детей я должна быть сама интересной. Чтобы они любили мой предмет, я должна сама его любить. У Конфуция есть золотое правило нрав­ственности: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Нужно быть человеком открытым, чтобы дети видели это и чувствовали», – уверена Светлана Пестерева.

Несмотря на увлеченность профессией, в каждый период находятся свои сложности. Например, в 1990-е годы, тяжкие для всей страны, директор школы договаривался с магазином, и педагогам выдавали продукты под запись. Выручало и наличие подсобного хозяйства, поэтому голодать не пришлось. Сейчас в учительской доле другие трудности: отсутствие у детей интереса к чтению, а на уроках истории и обществознания это проявляется особенно явно.

«Всё-таки устный предмет. Нужно читать, уметь находить ответы в тексте. Чем больше ребенок читает, тем лучше говорит, развиваются речь и кругозор, такие важные для моих предметов. Но мы всё равно говорим на уроке, ведь не всегда ребенок может письменно изложить ответ на вопрос, лучше устно ответить, высказать мнение и свою позицию».

Возможно, педагогическая династия не прервется. Внучке Светланы Александровны сейчас 13 лет, но она уже задумывается о будущей профессии. Девочка занимается в образцовом детском коллективе «Северный» и мечтает стать хореографом.

Поделиться этим материалом