ВОВЛЕКАЕМ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ

В Вологодском районе организуется эффективная обратная связь с гражданами и создаются условия для повышения уровня вовлеченности населения в процессы управления территорией на местном уровне. В ближайшие годы объем финансирования мероприятий, поддержанных гражданами путем открытого голосования, должен существенно вырасти, что ставит задачу дальнейшего вовлечения людей в процессы управления на местном уровне. О том, как эти задачи решаются в Вологодском районе рассказал научному журналу ВолНЦ РАН глава муниципалитета Сергей Жестянников.

Коммуникации с населением

Сегодня очевидно, что стабильное и эффективное функционирование местного самоуправления напрямую зависит от конструктивного взаимодействия муниципальных органов власти с населением и активного участия местных сообществ в процессах управления муниципалитетом. Поддержка органами власти социальных инициатив граждан - один из главных элементов развития гражданского общества. От готовности людей участвовать в общественной жизни территории, на которой они проживают и работают, во многом зависят эффективность решения актуальных социальных проблем территориального сообщества, действенность органов местного самоуправления.

В Вологодском районе практикуются различные формы коммуникаций с населением: мобильные приемные, единые справочно­информационные службы, личные встречи руководителей с населением, информационные стенды, «горячие линии», публичные отчеты, контроль закупочной деятельности органов власти, средства массовой информации и библиотечные центры, круглые столы с общественностью и публичные слушания, создание временных рабочих групп, сервисы «электронных» администраций и др. Достаточная осведомленность населения составляет основу «информированного согласия», когда люди знают, понимают и поддерживают муниципальную власть. Однако на современном этапе степень участия общественности в принятии решений на муниципальном уровне возрастает. Вместе с тем очевидно, что даже при наличии высокого уровня заинтересованности в решении местных проблем население в настоящее время не способно самостоятельно реализовать местные инициативы. Для этого оно нуждается в организационной и консультационной поддержке со стороны органов муниципального управления.

Развитие территории

Одна из важнейших задач - развитие инфраструктуры: дорожной, коммунальной, социальной. Сегодня большинство муниципальных образований развиваются в режиме экономии финансовых ресурсов, ограниченность доходной базы ставит местные власти перед необходимостью расставлять приоритеты, учитывать этапность при реализации проектов, прежде всего касающихся строительства, реконструкции и ремонта муниципальных объектов. Однако правильнее воспринимать такую ситуацию как движущий фактор развития и более активной интеграции местного сообщества в процесс принятия решений на местном уровне.

Ключевое значение приобретает общественное участие в процессе управления развитием территорий при реализации финансовоемких и стратегических проектов. Формой для принятия решения по выбору приоритетных проектов развития территорий Губернатором области был определен Градостроительный совет в каждом городе/районе с участием лидеров общественного мнения, активных граждан. Значительное количество объектов Вологодского района, которые нуждались в масштабном ремонте, потребовало дополнительно провести практически во всех крупных населенных пунктах «поселенческие» градостроительные советы с участием руководства района и заинтересованных жителей. В ходе обсуждения на местах было выявлено 176 первоочередных объектов для реализации в трехлетней перспективе, в том числе в рамках национальных и региональных проектов, из них 67 рассматривались на последующем Градсовете. По итогам двух градостроительных советов Вологодский район получил поддержку на реализацию масштабных проектов в объеме более трех миллиардов рублей, а доля граждан, вовлеченных в обсуждение стратегических приоритетов развития, составила более 30%.

Также в Вологодской области с 2015 года по инициативе Губернатора области Олега Кувшинникова успешно реализуется проект «Народный бюджет». Минимальное софинансирование от населения правильнее расценивать как вовлекающий механизм, способствующий погружению в процесс обсуждения и реализации проекта, а затем использования его результатов. Проект «Народный бюджет» становится все более значимым институтом в объединении граждан, что убедительно подтверждается статистикой с 2015 до 2020 года, а именно ростом количества реализованных проектов с 2 в 2015 году до 170 в 2021 году; повышением объема привлеченных средств с 1 до 23 млн рублей.

Работа в онлайн-режиме

Для получения оперативной обратной связи уже активно используются действующие в режиме «24 на 7» электронные сервисы сбора, учета и контроля исполнения запросов и инициатив граждан. В Вологодском районе с 2020 года внедрена информационно­коммуникационная система «Заяви о проблеме». Она позволяет контролировать учет инициатив и реагировать на жалобы, как текущие, так и долгосрочные. Операторами обращений могут стать граждане, а также, что особенно важно для отдельных категорий населения, - центры общественного доступа в муниципальных библиотеках, территориальные окна районного МФЦ в сельских поселениях.

Система позволяет сократить сроки рассмотрения обращений граждан, контролировать в онлайн-режиме реализацию инициатив (текущих и долгосрочных) как самими жителями, так и должностными лицами района.

Режим длительной самоизоляции граждан сопровождался резким подъемом активности в социальных сетях. Все информационные ресурсы Вологодского района, включая сервис «Заяви о проблеме», телефоны «горячих линий», официальные страницы администрации и должностных лиц, онлайн-приемы граждан были настроены на организацию обратной связи с населением.

Волонтерские проекты

Значительную востребованность и распространение получило волонтерское движение: ряды волонтеров пополнили члены молодежных организаций, работники учреждений социальной сферы и предприятий в рамках Всероссийской акции «#МыВместе», а также проекта сторонников партии «Единая Россия» «#Добрососедство». В период ограничительных мероприятий волонтерской помощью в различных формах воспользовались более 10% населения района, число активных добровольцев выросло до 1%. Открытость и оперативность процесса коммуникации с гражданами, высокий уровень активности местных сообществ в это время в немалой степени способствовали эффективной локализации распространения инфекции, обеспечению стабильной работы предприятий непрерывного цикла, оказанию своевременной социальной помощи нуждающимся.

Опыт Вологодского района показывает, что вовлечение местного сообщества - целенаправленный процесс, который позволяет аккумулировать интересы и активность граждан вокруг проектов развития различного масштаба и объединять население в различных формах самоорганизации. Совокупность применяемых механизмов (информационных, организационных, финансовых и др.) обусловливает расширение охвата населения участием в управлении муниципальным образованием. В настоящее время уже более 40% граждан вовлечены в процессы принятия управленческих решений по реализации приоритетных проектов. Лидирующие позиции Вологодского района в региональных рейтингах социально­экономического развития в немалой степени свидетельствуют, что общественное участие - эффективный инструмент для повышения качества управленческих решений, а следственно и реализации вопросов местного значения.

Поделиться этим материалом
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ РУБРИКИ