Водитель широкого профиля

Автомобилисты района отмечают свой профессиональный праздник.

Уже с малых лет житель села Погорелово Николай Коноплёв видел себя только за рулем трактора, на котором впоследствии проработал несколько лет. Позже у него появилась другая мечта, которая также благополучно осуществилась. В канун Дня автомобилиста Николай поделился воспоминаниями о своей любимой профессии, которой посвятил почти 40 лет.

Из леса - в морскую авиацию

Детство и молодые годы Николая Коноплёва связаны с Никольским районом. Окончив восемь классов, он поступил в СПТУ­3 города Кадникова, чтобы освоить специальность тракториста­-машиниста широкого профиля. Такой выбор был неслучайным, поскольку механизаторами трудились три дяди Николая, и, будучи еще совсем маленьким, он много времени проводил бок о бок с каждым из них. Однако больше всех малыш «трудился» с дядей Володей, который всегда, если появлялась такая возможность, брал племянника с собой в поле.

«Мне тогда было лет 6­7, и, сидя в тракторе МТЗ­2, я испытывал огромную радость, чувствуя себя настоящим помощником дяди Володи, - с улыбкой вспоминает Николай Николаевич. - Мне даже не мешало то, что дядя меня крепко привязывал веревкой или ремнем к сиденью, чтобы я не вылетел. Ведь у МТЗ­2 и кабины-то как таковой не было, к тому же из-за тряски во время боронования я зачастую засыпал. Когда же просыпался, то снова с восхищением наблюдал за действиями дяди Володи и работой трактора».

С окончанием училища осуществилась заветная мечта нашего героя, получившего права тракториста-­машиниста третьего класса. По тогдашним правилам необходимо было отработать по специальности два года, поэтому неудивительно, что пришел Николай Коноплёв в местный колхоз «Родина», где трудились его дяди. Отработав год, устроился в Березниковский лесопункт Никольского леспромхоза трелевочником. Там на тракторе он вывозил поваленные деревья на площадку для раскряжёвки (разделывания на бревна, кряжи и т. д.) и дальнейшей обработки.

В 1980 году жизнь Николая Коноплёва круто изменилась, он был призван служить в морскую авиацию дальнего действия на Балтийский флот в учебную школу авиационных специалистов. Через полгода учебы переквалифицировавшись из гражданского тракториста в механика по обслуживанию военных самолетов, матрос Николай Коноплёв для дальнейшего прохождения службы был направлен в противолодочный полк морской авиации дальнего действия, базирующийся в поселке Федотово. Причем этому он не очень обрадовался, поскольку хотел уехать куда-нибудь подальше, чтобы иметь о стране большее представление, но быстро свыкся с неизбежностью.

Полтора года службы проходили на военном аэродроме, где главной обязанностью Николая и его товарищей по экипажу были предполётная и послеполётная подготовка самолётов, заправка разными видами топлива, мелкий ремонт. Спустя какое-­то время он удостоился самой заветной награды за добросовестную службу - краткосрочного отпуска на Родину.

Дембельский подарок

Отдохнув дома и вернувшись, Николай всё больше сожалел о том, что за полтора года службы так и не поднимется в небо на одном из обслуживаемых им самолетов.

«Никому из механиков это не дозволялось, настолько было строго, - улыбается Николай Коноплёв. - И всё же перед самым дембелем офицеры-­техники втайне от командира экипажа сделали мне такой подарок. И хотя ничего особого в том полете не было, тем более лететь пришлось в задней кабине, я был на седьмом небе от счастья».

Наградивший его отпуском командир экипажа не раз предлагал матросу остаться на сверхсрочную службу, но тому хотелось поскорее вернуться домой. Правда, в «Родине», куда он снова пришел, ситуация была уже не та: техники не хватало, и работать пришлось подменным трактористом. И тогда парень вслед за младшим братом уехал в Севастополь, где устроился по специальности на коммунальное предприятие. Заодно выучился в автошколе, мечтая теперь о шоферской работе. И почти сразу же Николай Коноплёв пересел за руль ГАЗ-53, который вскоре сменил на ЗиЛ-130.

Однако черноморское побережье радовало душу недолго. «Севастополь - очень красивый город, но милая сердцу Вологодчина неудержимо тянула меня обратно, - признается собеседник. - В итоге в 1984 году я вернулся в родной Никольский район и снова пришел в «Родину». На этот раз удача ему улыбнулась: съездив в одну из воинских частей в Прибалтике, Николай Николаевич и еще восемь водителей области вернулись домой на бортовых 157-х ЗиЛах. Но через два года в поисках лучшей доли он, уже женатый, перебрался в деревню Перьево Вологодского района в совхоз «Беловский», возглавляемый Ген­надием Шиловским.

Поработав на ГАЗ-51 и ЗиЛ-157, Николай перешел в 1989 году в недавно открытое зверохозяйство Вологодского облпотребсоюза, которому требовались водители. Довольно скоро его семья получила однокомнатную квартиру, в которой очень нуждалась. Однако с наступлением лихих 90­-х экономическая ситуация в хозяйстве стала очень нестабильной, и пришлось Николаю Коноплёву искать другое место под солнцем.

В 1996 году этим местом стало село Погорелово и племенной конный завод «Вологодский», где он трудится и поныне. Сначала на молоковозе, затем на уазике, именуемом в народе «буханкой». На этой машине наш герой возил доярок на летние дойки и других тружеников. Запомнилась и работа на автобусе ПАЗ­-672, где пассажирами опытного водителя были все: рабочие, школьники, воспитанники детского сада½

Без громких слов

15 лет назад главным делом Николая Николаевича стала работа на самосвалах семейства ГАЗ. Водитель первого класса, обладатель всех водительских категорий и по сей день возит самый разный груз, в том числе удобрения, комбикорма, фуражное и семенное зерно, картофель. Раньше приходилось и скот возить на мясокомбинат.

Уже не первый год Николай Коноплёв является одним из самых востребованных тружеников конезавода. Еще и потому, что вот уже 11 лет подряд несколько месяцев в году с раннего утра и до позднего вечера он работает на косилке, заготавливая силос на зиму.

«Николай Николаевич - ответственный и безотказный труженик, которым гордится наш коллектив, - говорит председатель профкома конезавода Елена Соловьева. - За добросовестный труд он имеет благодарности главы Вологодского района и районного управления сельского хозяйства. Фото водителя висит на Доске почета предприятия».

Без громких слов Николай Коноплёв признается, что любит свою профессию. Не зря же за рулем он уже 38 лет, не считая работы на тракторе. «Всякое за эти годы бывало, - улыбается Николай Николаевич. - Дороги были такие плохие, что порой от Никольска до Вологды добирались за трое суток. Не раз приходилось ночевать в пути. Сам застревал на бездорожье, много раз и коллег вытаскивал. Сейчас стало легче, только порой не хватает взаимопонимания между участниками дорожного движения».

По случаю предстоящего Дня автомобилиста я, рассказав своему собеседнику несколько анекдотов «в тему», попросил выбрать лучший из них. Сначала Николай Коноплёв предпочел такую байку:

- Вы говорите, что автомобиль принадлежит вам частично. Это как?

- Ну, как? Оформлен он на супругу, на нем ездит сын, иногда и дочь. А когда автомобилю требуется ремонт, то он уже мой.

Однако, прослушав еще тройку смешных историй, на первое место Николай Николаевич поставил такой анекдот:

- А вот меня люди с нетерпением ждут даже в непогоду, и когда я появляюсь, бегут ко мне чуть ли не с распростертыми объятиями.

- Да вы, батенька, хвастун!

- Да нет же. Я водитель автобуса!

Юрий Подгаецкий

Поделиться этим материалом
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ РУБРИКИ