ТОНКИЕ СНЫ КУБЕНСКИХ ГОНЧАРОВ
Когда-то в селе Кубенское была гончарная мастерская. В ней трудилась моя тётя Ольга Фёдоровна. В советское время, когда о бытовых излишествах никто и не помышлял, мы ехали в гости к родне как в сказку. Потому что там, где живут мастера, художники, добрые чудаки, сама собой вершится сказка. А здесь такое сочетание: муж - резчик по дереву, жена - гончар!
Расписные облака
Дымковская игрушка царила в доме, как расписные облака. Там были барыни с коромыслами, поросятами, собачками и младенцами. На головах у них кокошники, на фартуках - рюшечки. Все яркие, праздничные. И мужики при них статные, бородатые.
Помню, на подоконнике, выгнув изящные шеи, стоял целый табун конейсвистулек с яркими цветными кругами по центру груди. Разве можно пройти мимо и не узнать, какой голос у каждого коника? Дети резвились, кони оживали, начиналась игра.
Но прекраснее всех в этом дымковском царстве был огромный белый павлин. Он смотрел на нас с покрытого зелёным сукном телевизора как с волшебного трона. На мощных лапах - алые кружева, на распростёртых крыльях - круги и оборки, под клювом - водопад капель, на голове - гребень короной. Только у павлина на короне и на бородушке сверкали ромбы из золотой фольги. Вся посуда в доме у тёти имела цвет обожженной глины и особенную роспись. С этой посудой, осыпанной белыми цветочками, горошками, вьющимися зелёными стебельками, связаны у меня самые тёплые, самые ароматные воспоминания детства.
Волшебство огня
Я думала, что кубенская глина и в земле лежит вот такая:
цвета гречишного мёда или беленькая - бери и твори! Но однажды Ольга Фёдоровна
взяла нас с Надюшкой в гончарный цех. Мастерицы, румяные, в белых косыночках,
месили
холодную, синевато-серую жирную массу. «Новорожденные» кувшины, тарелочки,
вазочки имели мертвенноотрешённый вид, совсем не звучали и казались тяжёлыми
и ворсистыми, пока их не коснётся огонь. Вот в этом и проявлялось волшебство
мастерства. В печке посуда обретала тонкость, лёгкость, звонкость,
неповторимый, домашний и добрый цвет. Но бывало и другое: громкий звук взрыва
неравномерно просушенного изделия. Мастерицы спокойно обменивались взглядами:
«Бывает!...»
Атмосфера в гончарном цехе царила строго сосредоточенная, минимум слов, недопустимость всяческой суеты. С одинаковой скоростью вращались гончарные круги. На них из хаоса вытягивались разной формы предметы искусства и быта; на них же с помощью тонконосых флакончиков наносился узор в виде полосок, змеек, зигзагов. Пышные розанчики дамы рисовали кистью. Уже много лет спустя я узнала от Ольги Фёдоровны, что эти самые белые розочки были фирменной росписью кубенской мастерской. Да и сам этот женский цех был похож на белую розу в венке славы села Кубенское.
Когда цеха не стало, мастерицы продолжали трудиться дома. С присущей им фантазией они ловили модные веяния, главным из которых стал китайский Новый год с его символамизверями.
Магия глазури
Появились ящики с глазурованными свистульками-поросятами благородного оттенка «пепел розы»; зелёные узорчатые собачки, приятные на ощупь; весёлые чёрные драконы, гладкие как леденцы, лениво посвистывающие дырочкой в брюшке. Всё это возились на ярмарки и торжки, дарилось родне и друзьям.
Заказы на посуду тоже бывали. И тут появилось новое волшебство - глазурь. Невозможно предсказать, как она поведёт себя во время обжига. Помню нарядный сервиз, который Ольга Фёдоровна делала для заказчика, но оставила себе, потому что сиреневая глазурь после обжига покрылась мельчайшей сеточкой - кракелюром, из-под которого нежно смотрели знакомые белые розы кубенской мастерской.
Игрушки дымковские - старосоветские и модерновые - глазурованные, посуда коекакая домашняя, всё ещё по квартирам живы. А дела гончарного нет. Разговор последний у нас по поводу глины был с тётушкой Ольгой Фёдоровной и то лет пятнадцать назад, наверное.
«Иногда я во сне вижу, как горшок леплю, - сказала тогда Ольга Фёдоровна. - Тоненькотоненько так стеночки выглаживаю, и проснуться боюсь с незаконченным - кажется, день не задастся! Долеплю, глаза открою - готов! Во сне готов-то! А я счастлива!»
Жизнь наша во снах наукой пока не разгадана. Там, в этом тонком, сияющем мире, живёт своей жизнью кубенская гончарная мастерская, жужжат, вращаясь, круги; из суеты и хаоса наносного с молитвой тянется своё, родное, душеспасительное. Там раскрывается белая роза - символ нежности и чистоты.
В каждом бы окошке
Да свои горошки!
Под цветыто благодать
Не за морем покупать!
Чай, не без таланта -
Слепим под гераньто!
Кубенские глины
Ладны для лепнины.
Комнатному садику
Звонкую керамику!
Пишут мастерицы
Сахар по корице!
Мармеладны краски
Для оконной сказки!
Глянь, горшок-то сколь удал!
И кошель не исхудал!
Е.С. Андреева