ТАК РОЖДАЕТСЯ КРАСОТА: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ОДНОГО ЛОСКУТКА

Вы видели, как рождается красота? У художника - с мазка кисти, у композитора - с ноты, а у жительницы деревни Березник Татьяны Кумзеровой - с обычного разноцветного лоскутка. Вот уже несколько лет Татьяна Анатольевна увлекается лоскутным шитьем, создавая картины, сюжеты которых не повторяются. Наша встреча с мастерицей состоялась у нее дома.

Творческий мир

В атмосферу творчества я окунулась, едва переступив порог дома Татьяны и Валерия Кумзеровых. Мой взгляд за­цепился за пейзажные картины, выполненные красками. Их автором оказалась хозяйка дома. У Татьяны Анатольевны нет профессионального художественного образования, когда­то она занималась в студии. А совсем недавно посетила обучающие курсы по живописи у художницы.

- Живопись учит меня замечать мелочи, а это качество очень важно при лоскутном шитье. Особенно мне нравится творчество Николая Рериха. Неравнодушна я и к дымчатым произведениям художника Бориса Смирнова­Русецкого. Их картины идеальны для воспроизведения лоскутом, - отмечает Татьяна Анатольевна, приглашая пройти в ее мастерскую, которая находится на втором этаже дома.

В мастерской светло и уютно, чувствуется рука хозяйки. Стены украшены картинами, выполненными из лоскутков, в этой же технике Татьяна Анатольевна сшила и покрывало, которым укрыт диван. На столе - выкройки будущих новогодних открыток, а также практически готовая картина с изображением храма. Взяв одну из выкроек, мастерица стала рассказывать о своей твор­ческой кухне:

- Для подложки картины я использую синтепон и хлопчатобумажную ткань, на которой и выстраиваю из лоскутков будущий сюжет. Синтепон беру не очень толстый, чтобы рисунок не получился слишком рельефным. От этого правила отступаю, только когда шью покрывало. Но наибольшее эстетическое наслаждение я испытываю все­таки при работе с картиной, нежели с одеялом.

Для создания одной картины Татьяна Анатольевна может использовать до 100 лоскутков различных оттенков. В своей работе рукодельница продумывает всё до мельчайших деталей.

- Ну, например, вышил на картине луну, а тень, падающую на снег, изобразил не с той стороны, - говорит Татьяна Кумзерова. - Казалось бы, мелочь, которую можно не переделывать, но я так не могу. Для меня подобный промах значителен. Мне кажется, что этот недочет обязательно будет резать глаза человеку. Если на картине я изображаю избушку, в окнах которой горит свет, то соответствующую тень должна вышить и на снегу. Больше всего я люблю создавать зимние пейзажи. Нравится какое­то необъяснимое чувство свежести, которое несет в себе это время года.

На создание одной картины у мастерицы уходит примерно месяц. Непрерывно за работой она может провести два­три часа, а потом отдых - это обязательное условие для творческого процесса.

- Чтобы глаз не замылился,- объясняет Татьяна Анатольевна.

Для того чтобы картины прослужили дольше, а не стали временным украшением, Татьяна Кумзерова прошивает их на машинке.

- Для меня очень важно сделать качественно, я ведь закройщица с более чем 20-летним стажем работы, - говорит рукодельница. - На современной швейной машинке работать одно удовольствие, она не­
капризная и многофункциональная. Например, с помощью фигурной стежки я создаю на своих картинах тени. Даже когда работа выполнена и мне что­то не нравится, я ее переделываю. Вот такие у меня начинаются «страдания». Для того чтобы в картине заметить недостатки, я подношу ее к зеркалу, внимательно изучая отражение. Трудностей, связанных с техническим выполнением работы, у меня не возникает. Из­за отсутствия художественного образования у меня больше вопросов по сочетанию цветов, построению композиции. При создании сюжетов я прислушиваюсь к своей интуиции. Порой над тем или иным творческим вопросом думаю целый день, а решение приходит только перед сном.

Среди рукодельниц бытует мнение, что приступать к работе стоит только в хорошем настроении, иначе рискуешь испортить свое творение. Татьяна Анатольевна придерживается иной точки зрения:

- Плохое настроение надо исправлять, а не упиваться им. И лучшим способом как раз и является занятие любимым делом. Неслучайно творчество называют арт­терапией. Когда я занята лоскутным шитьем, то полностью на нем сосредоточена, посторонних мыслей для меня в этот момент не существует.

Кстати, история увлечения Татьяны Анатольевны лоскутным шитьем весьма интересна. Но обо всем поподробнее.

Одеяло из прошлого

В Березник Татьяна Анатольевна переехала в 1984 году из Вологды. Руководство партии ее, как опытную закройщицу ателье, отправило в деревню с целью открыть швейную мастерскую при производственном комбинате. Ей сразу же предоставили квартиру и место для дочери в детском саду. О том, что так сложилась ее судьба, Татьяна Анатольевна не жалеет. Говорит, что жизнь в шумном городе не для нее.

- Однажды зимой в мастерскую комбината одна из жительниц деревни привезла на санках отремонтировать телевизор. Техника была завернута в старое шерстяное лоскутное одеяло, сшитое вручную из полосочек сантиметровой толщины. Рассматривая изделие, я отметила очень хорошую работу мастерицы. И меня очень поразило, как в такую красоту можно было завернуть телевизор, - говорит Татьяна Анатольевна. - Я не смогла скрыть своего удивления «Как вы в таком одеяле телевизор могли привезти?» - обратилась я к женщине. В ответ услышала:
«А у меня еще пять таких!»

Благодаря этой истории, как признается сама мастерица, она поняла, что из обычных лоскутков можно сделать очень красивую работу.

- Когда начался кризис, швейные мастерские стали закрывать, а наша перешла в подчинение сельскохозяйственного предприятия. Я была вынуждена устроиться учителем технологии в Новленскую школу, - говорит Татьяна Анатольевна.

На вопрос о том, откуда у нее такая любовь к швейному де­лу, Татьяна Кумзерова задумалась.

- Еще будучи школьницей я сама шила куклы, платья. Нет, в магазине всё это было, просто ассортимент товаров был очень скудным, - объясняет рукодельница. - Выкройки для будущих изделий смотрела по журналам, очень помогала, да и сейчас помогает, мамина книга по домоводству, я ее до сих пор храню.

Большинство своих картин Татьяна Анатольевна подарила друзьям и родным.

- Но, несмотря на это, мест для новых работ уже нет, - улыбается рукодельница.

Ирина Луссе

Поделиться этим материалом
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ РУБРИКИ