Связанные одной целью
В Вологодском районе развивается патриотическое движение
Безусловно, чувству патриотизма в воспитании ребят Вологодского района отводится ключевая роль. Ведь любовь к Родине, ее истории и героям мотивирует человека на добрые дела и на подвиги.
С чего начинается Родина?
Сегодня в районе работают 33 юнармейских отряда, в составе которых 913 человек. А их деятельность курирует патриотический центр «Дом «Юнармия».
Одним из примеров юнармейского движения является Кубенская школа, которая носит имя участника Великой Отечественной войны, летчика-истребителя, дважды Героя Советского Союза Александра Клубова.
«Наших ребят не надо заставлять заниматься волонтерской деятельностью. Они всё делают по зову сердца, и не только ради себя, но и ради других поколений, - говорит заместитель директора Кубенской школы Елена Короткова. - Мне нравится смотреть в их глаза, наполненные блеском. Это говорит о том, что они заняты любимым делом».
Кроме административной работы, Елена Алексеевна руководит юнармейским классом, сейчас ее воспитанники стали уже девятиклассниками. Всего в Кубенской школе имеется два юнармейских класса и один авиационно-космический. До создания этих классов в Кубенской школе существовал оборонно-спортивный класс. Инициатором его создания выступила педагог Светлана Рябкова. Таким образом, воспитание патриотизма тесно переплетается с профориентационной работой. В свое время это образовательное учреждение стало победителем областного гранта, выиграв сумму в размере 90 тысяч рублей. На полученные средства приобрели форму для юнармейцев, туристическое снаряжение и автомат, ведь сборка и разборка является неизменным этапом многих юнармейских состязаний.
Источник для свершений
Но патриотизм не ограничивается только уважительным отношением к Родине.
«Направлений «Юнармии» множество: творчество, спорт, краеведение, исследовательская работа. И ученик обязательно найдет сферу по душе. Но именно через патриотизм ребята развивают в себе те или иные качества и таланты, добиваясь результатов во многих направлениях. Например, ученики Кубенской школы стали победителями районной «Зарницы», - подчеркивает Елена Короткова.
Так, ученица Елены Алексеевны Ксения посвятила свою исследовательскую работу Великой Отечественной войне. При ее участии была открыта мемориальная доска в селе Кубенском, на стене дома по адресу: Ленина, 52. В годы войны в этом месте располагался дом отдыха для офицеров Военно-морского флота. А рядом девушка посадила красивые цветы.
«И если в первый год Ксения занималась этим по моему поручению, то потом садила цветы и ухаживала за ними уже по собственной инициативе, даже привлекала к этому своих родителей. Для всех это стало уже доброй традицией, - говорит Елена Короткова. - Очень хорошим отражением патриотизма являются и творческие работы учеников. Так, например, моя ученица Таисия представила свое сочинение на областном конкурсе, в котором рассказала о семейных традициях: просмотр фронтовых фотографий и кинолент, посвященных войне».
Следует отметить, что юнармейцы Кубенской школы также сами инициируют проведение мероприятий патриотической направленности. Одним из таковых является акция «Блокадный хлеб», когда ученики рассказывали учащимся из других классов о подвиге ленинградцев.
«Навигаторы детства»
Развитию патриотического воспитания будет способствовать и участие Вологодского района в региональном проекте «Навигаторы детства», который является частью национального проекта «Патриотическое воспитание». Дело в том, что Вологодская область выбрана в качестве одной из пилотных площадок для реализации проекта.
Участницами проекта стали девять школ района: Дубровская, Спасская, Федотовская, Огарковская, Семёнковская, Сосновская, Ермаковская, Кубенская, а также Майская. Более подробно о «Навигаторах детства» рассказала председатель Комитета по образованию администрации Вологодского района Людмила Никулина.
- Людмила Николаевна, по какому принципу отбирались учебные заведения для участия в проекте?
- Учитывалось количество учащихся, отбирались школы, в которых обучаются более 170 детей. Отбор кандидатов на должность навигатора детства проводился на конкурсной основе. В общей сложности в профессиональном поединке приняли участие 18 педагогов: они прошли собеседование, тестирование, а также представили портфолио. В итоге победителями стали девять человек, все они прошли обучение, как дистанционное, так и очное, и получили соответствующие дипломы.
- Какие обязанности входят в функционал навигатора детства?
- Начну с того, что новая должность - это советник директора по воспитательной работе. Навигатор детства будет вести работу не только с детьми, но и с общественными организациями, заниматься развитием детских и молодежных движений, таких как «Юнармия», Российское движение школьников и волонтерские отряды. Конечно, в какой-то мере его функционал пересекается с работой заместителя директора по воспитательной части. Но советник должен быть ближе к детям.
- Когда советники приступят к своей работе?
- С начала учебного года.
«Армейский чемоданчик»
Одним из девяти советников по воспитанию стала учительница русского языка и литературы Огарковской школы Вера Смирнова. Будучи сама волонтером и членом Молодежного парламента Вологодского района, Вера Александровна активно привлекает своих учеников к общественной деятельности. Конечно, сейчас коррективы в их работу внесли коронавирусные ограничения.
«Я, как и прежде, буду уделять большое внимание патриотической составляющей, - говорит Вера Смирнова. - Именно испытывая любовь к Родине, человек начинает задумываться, а что я смогу сделать для собственной деревни, поселка, задается вопросом: «Как помочь окружающим?» И он уже не может превратиться в равнодушного человека, поэтому я считаю патриотизм надежным фундаментом, основой основ».
Рассказывая о патриотической работе, Вера Александровна подчеркнула важную роль обмена опытом:
«Например, у Российского движения школьников, работающего в нашем районе, я позаимствовала акцию «Армейский чемоданчик». Ее суть заключается в том, что ученики приносят в школу фронтовые вещи родственников или предметы, связанные со службой в армии. Выступая перед классом, они рассказывают истории этих вещей, вспоминают подвиги своих родных. Именно такие моменты заставляют остальных поднимать свои родословные, узнавать больше о своих героях. Только так, а не иначе могут сформироваться правильные жизненные ценности».
Ирина Луссе
Фото из соцсетей