Сила воли

Ежегодно 3 декабря в мире отмечается Международный день инвалидов. Эта дата была выбрана Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 14 октября 1992 года. «День инвалидов» - формулировка, которую не приемлет ни ра­зум, ни человеческое сердце. Жестко для восприятия звучит и фраза «человек с ограниченными возможностями», потому что есть огромное количество примеров, которые служат доказательством того, что возможности у этих людей могут быть неограниченными, а силе духа позавидуют многие.

Реабилитация

Вот уже 33 года в Вологодском муниципалитете работает районное подразделение Общероссийской об­щественной организации «Всероссийское общество инвалидов». Сей­час его руководителем является житель поселка Надеево Анатолий Пахолков. Сам Анатолий Иванович в свое время ликвидировал последствия аварии на Чернобыльской АЭС. По понятным причинам этот период из своей жизни он не особенно любит вспоминать.

«Сегодня в нашей районной организации «Всероссийское общество инвалидов» насчитывается 813 участников, среди них 24 матери, воспитываю­щие особенных детей, а также 21 волонтер, - говорит Анатолий Иванович. - Но, если честно, мне совсем не нравится слово «волонтер», раньше, когда организация только образовывалась, был иной термин - «сочувствующие», для меня он более душевный. В 29 населенных пунктах района созданы первичные ячейки Всероссийского общества инвалидов».

Анатолий Иванович сотрудничает со многими организациями и структурами: врачебно-­трудовой и медико-социальной экспертными комиссиями, ЖКХ, Управлением социально­-экономического развития села.

«С медицинскими работниками, как, впрочем, и со специалистами других отраслей, мы находимся на связи, - подчеркивает Анатолий Иванович. - Медики дают рекомендации по реабилитации людей, таким образом, у нас уже есть представление, как правильно организовать досуг того или иного человека».

Вместе со специалистами ЖКХ и Управления социально-экономического развития села Анатолий Пахолков выезжает и на дом к своим подопечным, чтобы рассмотреть возможности для улучшения жилищных условий.

Вовлеченность в общество

Со многими жизненными ситуация­ми приходится сталкиваться Анато­лию Пахолкову.

«Однажды во время работы на пилораме молодой человек потерял па­лец. Конечно же, после того, как он оправился от такой травмы, мы привлекли его к общественной дея­тельности, - говорит Анатолий Иванович. - Я считаю, для каждого человека важно чувствовать себя нужным. Вовлекаем мы участников и в спортивную жизнь».

Также муниципальная организа­ция помогает отстаивать свои права в суде.

«Был случай, когда человека незаконно лишили инвалидности, - говорит Анатолий Пахолков. - В этом случае мы оказали юридическую поддержку, помогли собрать не­обходимые документы. И выиграли дело. Также мы даем консультации
по всем нормативно-правовым вопросам».

Одним из важных инструментов обратной связи между участниками организации является группа «ВКонтакте», где они размещают различные фотографии, свидетельствующие об участии в различных мероприятиях. На этой площадке проводятся и различные фотоконкурсы: участники группы присылают фотографии зимних пейзажей, а также своего рукоделия.

«Инвалидность - это не порок, это испытание, посланное Богом. И важно с достоинством пройти это испытание», - заключил Анатолий Пахолков.

Золотые правила

Большое внимание особенным де­тям уделяют образовательные учреждения. Соответствующие условия созданы в Огарковской, Майской, Кубенской, Сосновской и Спасской школах, а также в Федотовском, Кубенском, Огарковском и Надеевском детских садах.

«В Сосновской школе обучаются шесть особенных детей. И в нашем педагогическом коллективе мы при­держиваемся золотого правила: никогда не употреблять слово «инвалид», - говорит директор учреждения Наталия Клюева. - Для нас эти дети такие же, как все. Мы и в учениках стараемся воспитывать социальную чуткость, с этой целью учителя проводят уроки, беседы на самые разные темы».

Условия для особенных детей в Сосновской школе были созданы еще в 2015 году по федеральной программе «Доступная среда»: установлен пандус, отремонтирована входная группа, на всем первом этаже отсутствуют пороги. Удобным стало и посещение санузла, там имеется отдельная кабина, пространство которой позволяет развернуться даже на коляске. Прекрасным дополнением к образовательному процессу стало наличие сенсорной комнаты (комната психологической разгрузки), так как особенных детей немного в учреждении, ее посещают ученики начальных классов. Сенсорная комната представляет собой многообразие различного оборудования: сухой бассейн, кресло с гранулами, звуковые приборы и многое другое, здесь же проходят и занятия с психологом.

Шесть лет назад произошли перемены и в Огарковской школе.

«Мы отремонтировали крыльцо и входную группу, там теперь очень низкий порог, в санузле установлен специальный поручень. Также в школе имеется сенсорная комната, - говорит директор учреждения Наталия Мурзаева. - Приобрели мы и моноблочное оборудование, облегчающее восприятие учебного материала особенными детьми».

Путь к мечте

Десятилетний Дима Соколов из поселка Федотово мечтает стать врачом-ортопедом. И на свою травму, которая у него с рождения не обращает внимания. Во всяком случае, он не видит в ней преграды на пути к своей цели. Длительное время Дима даже не мог ходить, только лежал. Но сильный характер, поддержка близких и профессионализм врачей сделали свое дело. Сейчас Дима передвигается на ходунках. Его бабушка Ольга Владимировна настаивает, чтобы он меньше пользовался инвалидной коляской.

«Надо, чтобы Дима как можно больше ходил самостоятельно, разрабатывал ноги, - подчеркивает Ольга Владимировна. - Думаю, если постоянно находиться в инвалидной коляске, можно на всю жизнь в ней так и остаться. Я уже сейчас задумываюсь о будущем внука. Он целеустремленный мальчик, уверена, что у него всё будет хорошо, и он обязательно осуществит свою мечту стать врачом-ортопедом».

По словам Ольги Владимировны, свою особенность Дима воспринимает спокойно, а дома он передвигается даже без ходунков.

«Однажды во время прогулки мы встретили мальчика, который очень внимательно посмотрел на Диму и сказал: «Какой ты смешной!» В этот момент я как раз была рядом с внуком и смогла тактично заступиться за него. Я сказала ему: «Вот, например, ты невысокого роста и полненький, практически как я. А Дима вот такой. Все мы разные, но от этого не перестаем быть добрыми и интересными». Я говорила с ним искренне и дружелюбно. И реакция мальчугана сразу же изменилась. Он посмотрел на меня с интересом и согласился. А разве можно иначе?»

Авдотья Пыжикова

Архив героев

Поделиться этим материалом
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ РУБРИКИ