ПЕДАГОГИ РАЙОНА ОТМЕТИЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК

5 октября все педагоги мира отмечают свой профессиональный праздник – День учителя. Слова благодарности звучат в адрес тех, кто делится своими знаниями и опытом, сеет разумное, доброе, вечное в пытливые умы подрастающего поколения. Накануне праздника мы приехали в Надеевскую школу, которую возглавляет представитель династии педагогов, почетный работник образования Валентин Кубасов, награжденный медалью «За особые заслуги перед Вологодским районом». В этой же школе учителем биологии работает и его супруга Марина Александровна, которая 5 октября отмечает еще и свой день рождения.

Династия учителей

Профессиональный выбор директора Надеевской школы Валентина Кубасова был предопределен. Он родился в Никольском районе в семье педагогов. Отец, Владимир Тихонович, преподавал географию, а мама, Алевтина Александровна, вела русский язык и литературу. И поэтому уже в начальных классах Валя твердо решил, что станет учителем.

 – В пятом классе, наверное, как и многие учительские дети, я помогал проверять маме тетради, вычитывая диктанты. Она мне показывала правильный вариант, а я искал ошибки. Разумеется, оценки ставить мне не доверяли, – вспоминает, улыбаясь, Валентин Владимирович. – Но русский язык и литература меня не привлекали, поэтому я пошел по стопам отца, сделав выбор в пользу географии, потому что еще в школе этот предмет был мне по душе. К тому же я никогда не любил монотонности, так что педагогическая работа как раз для меня. Учитель всегда у меня ассоциировался с человеком, который постоянно узнает что­то новое.

Дверь директорского кабинета открылась, и на пороге появилась жена Валентина Владимировича, улыбающаяся Марина Александровна.

– Вот, знакомьтесь, моя супруга Марина Александровна. Почетный работник образования, – не без гордости сказал Валентин Владимирович и продолжил: – Мы с ней уже 38 лет вместе.

Счастливы вместе

Марина Александровна преподает биологию и основы безопасности жизнедеятельности. В свое время она мечтала быть врачом, но в медицинский поступить не удалось, а биология ей всегда нравилась. Поэтому Марина Александровна подала документы на естественно­географический факультет Вологодского педагогического института. И до сих пор самой любимой биологической дисциплиной для нее является анатомия.

И, конечно же, я не могла не поинтересоваться у пары, каково работать вместе?

– Наш секрет семейного благополучия заключается во взаимном уважении друг к другу. Мы умеем слышать и прощать. Относиться более терпимо к тем или иным моментам. И эти качества, служащие надежным фундаментом семьи, воспитывает и совместная работа, – говорит Валентин Владимирович.

– У нас характеры сходные, а в школе бывает, что за весь день и не пересечемся, – продолжила супруга. – Но рабочие моменты обсуждаем и дома, помогая советами, это очень важно – чувство надежного плеча рядом.

Будущие супруги учились в одном институте на одном факультете, где и познакомились.

– Валентин Владимирович приглянулся мне сразу, – говорит Марина Александровна. – Он был очень внимателен ко мне, красиво ухаживал, дарил цветы.

– Уже на пятом курсе института мы решили, что будем вместе, а после его окончания сыграли свадьбу, – говорит супруг.

Универсальный учитель

Затем Кубасовых по распределению направили в школу Никольского района, которую спустя некоторое время возглавил Валентин Владимирович:

– Конечно, первое время было сложно, дополнительные знания старался получать, общаясь с коллегами, читая журналы «Народное образование», «Директор школы». Школу Никольского района возглавлял 4 года. В 1985 году переехал в Надеево. В школе обучались 372 ученика и 37 учителей. И вот в 1995 году 11 учителей ушли в декретный отпуск, поэтому приходилось замещать все предметы, кроме иностранного языка, так как я учил французский, а там был немецкий. А уроки были поставлены на одно время у нескольких классов, вот из кабинета в кабинет переходил.

– Как вам удается совмещать работу в школе и дом, отдых?

– Не знаю, как­то получается, – говорит Марина Александровна. – Сейчас опыт, 38 лет стаж работы. Конечно, когда только начинала, было тяжело. Молодая, опыта нет, много времени уходило на подготовку к урокам. Сейчас стараюсь работу домой не брать, те же тетради проверяю в школе. Раньше была шестидневка, а теперь суббота – выходной.

– Марина Александровна, не выходной, а день самообразования, – мягко поправляет супругу муж.

– Согласна, – улыбнулась в ответ Марина Александровна. – Но всё равно находим время и для поездок, и на даче поработать. Стараемся совмещать. Я люблю на даче заниматься цветами, нравится ходить в лес за грибами. Отдушина и любимый внук.

Правила профессии

Чета Кубасовых очень любит свое учительское дело. Наверное, поэтому им чуждо чувство профессионального выгорания.

– Школа – это наша жизнь, без которой мы себя уже не представляем, – говорит Марина Александровна. – Я получаю радость от успехов детей, их улыбок. Мне хочется работать, давать новые знания. Каждый год есть ребята, занимающие призовые места на олимпиадах различного уровня.

– Уходишь в отпуск и начинаешь понимать, что чего­то не хватает. И на душе как­то некомфортно, неуютно, – дополняет ее супруг. – Хотя знаешь, что и отдых должен быть, но по школе скучаешь. Силы для работы дают семья, внук Димка, рыбалка. И совсем нет чувства профессионального выгорания, мне нравится общаться с коллегами, с учениками, есть результаты работы.

От того, насколько грамотно учитель выстраивает отношения со своими учениками, в какой форме дает им новые знания, зависит заинтересованность предметом. Педагог – это не просто учитель с указкой, ежедневно раздающий ребятам новые порции знаний, но и психолог, который всегда готов выслушать, помочь советом и одарить теплой улыбкой учеников.

– Учитель должен с первых минут построить правильные отношения с учениками, – говорит Марина Александровна. – Некоторые допускают ошибку, уходя в панибратство. Этого делать категорически нельзя. Сразу же исчезнет дисциплина на уроках. А без нее невозможно дать ученикам знания: нужно, чтобы дети и слушали, и слышали. Да, учитель должен быть добрым, но вместе с тем оставаться требовательным. Конечно же, уходить в авторитарный стиль преподавания не стоит. Профессионализм, доброта, искренность и чувство такта – вот основное правило учителя.

Ирина Лучина, фото автора