Отзвучали «Голоса истории»

Невозможно одному увидеть всё. Поэтому буду отталкиваться от того, что сумел увидеть, не претендуя на всеохватность. При этом, не являясь театральным критиком, буду высказывать своё мнение, как мнение обычного зрителя, и как человека, иногда задумывающегося даже и о театре…

Я посмотрел четыре спектакля. Два из них мне совсем не понравились, и я не буду их называть.

Вообще-то, когда-то фестиваль задумывался, именно как исторический, для спектаклей вне театральной сцены, в естественной городской среде. И я помню, как смотрел в начале 90-х спектакли на территории Вологодского Кремля, и это было здорово. Постепенно фестиваль всё больше переходит под крышу, в театры. На нынешнем фестивале лишь четыре спектакля проходили в Кремле, остальные в театрах.

Да и историческими можно назвать очень немногие из них…

Особенностью нынешнего фестиваля стала специальная внеконкурсная программа для театров кукол.

Я и начну с кукольного театра. Со знакомого каждому вологжанину с детства «Теремка»… Я рекомендую всем взрослым и занятым людям, когда наступает состояние, которое принято называть «внутреннее выгорание», никому ничего не говоря, отключить телефон и на сорок минут зайти в «Теремок»… Даже и не важно, на какой спектакль… Посмотреть на детей, на зверей в маленьком зверинце, на кукол по стенам в зале… А потом гаснет свет, и начинается сказка…

Спасибо артистам из театра «Трио» болгарского Бургаса, они не разрушили во мне ощущение сказки. «Оттуда и отсюда» (режиссёр Христина Арсенова, художник — Емелиана Тотева) — весёлое кукольно-музыкальное путешествие по странам Европы, сыгранное с задором и юмором Александрой и Ивайло Еневыми. Я не очень понял — взрослый спектакль или детский, нечто среднее и очень простое по форме — спектакль-концерт. Мне было интересно наблюдать и за происходящим на сцене, и за моими соседями-зрителями. Захотелось ещё прийти в «Теремок» — побыть в сказке…

«Несовременный концерт» театра-студии «Июльансамбль» (Москва, режиссёр — Виктор Рыжаков, художник — Ольга Никитина) — это действительно, концерт. Но ещё это и спектакль-документ. Или так скажем — документальный спектакль. Шёл он в Вологодском драматическом театре.

Перед началом к сцене вышел режиссер, взял микрофон и объяснил, что сейчас увидит зритель: студентам театрального вуза было дано задание — взять интервью у стариков, самых разных, с целью, так сказать, познания жизни. Вот эти рассказы разных стариков и увидели-услышали зрители… «Мы все умиляемся детьми, когда они рассказывают нам что-то, но почему-то не умиляемся стариками, — говорил режиссёр, — мы хотим показать стариков — с их болезнями, с их памятью. Всех нас ждёт старость…»

Надо сказать, что такой спектакль (а больше, всё-таки, концерт) — беспроигрышный вариант. При условии, конечно, хорошей игры актёров. Актёры играли хорошо, прекрасно пели и плясали. Они моментально перевоплощались из молодых людей в старичков, верно копировали особенности голоса стариков, походку и т. д. К счастью, не скатились в карикатуру. Слушая рассказы о жизни, вспоминал я и тех стариков, что рассказывали мне свои истории — всё очень похоже… Во время и между этих рассказов на экране идут кадры кинохроники, звучат старые, известные всем в нашей стране фильмы, разыгрываются сценки из советской киноклассики… Надо ли говорить, что практически все женщины в зале рыдали… Да и мужчины-то… И в этой череде комических, ностальгических, трагических сценок звучат, например, и такие слова: «Ведь кого-то из нас завтра не будет… А кого-то и сегодня…» Это в лицо залу… Да-да, именно так. Кого-то не будет уже сегодня, а мы живём так, будто и не собираемся умирать никогда.

Но чего-то мне не хватило. Не хватило мне именно драматургии. Не хватило выстроенности, отобранности воспоминаний. Не хватило, собственно, пьесы. Вот хорошо бы, по-моему, чтобы не надо было режиссёру в начале объяснять, почему и зачем такой спектакль, а чтобы зритель сам это увидел и понял из текста и игры актёров. И не хватило-то, может, чуть-чуть… Заканчивается спектакль зажигательным, с элементами акробатики, рок-н-роллом, и я всё ждал, что будет что-то и после этой неистовой скачки в исполнении полутора десятков молодых замечательных актёров.

Не дождался. Может, и правда, не надо было ничего объяснять. Но вывод-то уж больно простенький напрашивается — все мы были молодыми. Но ведь даже не в каждой молодости был рок-н-ролл — отвечаю я на этот вывод… И вот, в результате, ничего серьёзного не получилось, а получился, как я уже говорил, беспроигрышный ностальгический концерт… Но ведь и это неплохо.

Вообще, у меня складывается впечатление, что театр наш (сейчас я говорю не только о нашем фестивале) отходит от традиций русского театра с его серьезностью тем, глубиной драматургии, в сторону балагана, чуть ли уже не цирка. Ну, почему я должен верить, что люди на сцене — в джинсах и майках, это герои пьесы из 16-го века? И неужели режиссёры до сих пор считают, что зрителю интересны именно пошлые (да еще и с уклоном в извращение) намёки, что без этого уже и никак в «современном театре»? Нет же — именно это и скучно. Надоело. Именно от этих намёков и клонит в сон (разбирайтесь вы сами там со своей «ориентацией»). Эти слова я пишу, к сожалению, по впечатлению от спектаклей, увиденных в Вологде…

Мне кажется (и не только мне), что режиссёрам то ли лень поставить нормальную пьесу, то ли они и не могут это сделать: ставят концерты, мюзиклы, обращают в драматургию прозаические тексты (иногда талантливо). И ладно, когда автор романа или повести сам разрешил делать постановку по его прозе, а если нет?

На фестивале были спектакли по прозе Виктора Астафьева и Валентина Распутина. Я не видел эти спектакли, и не буду рассуждать об их достоинствах или недостатках (по отзывам — хорошие спектакли). Но я не могу не думать о том, что сказал бы об этом Астафьев. Он-то писал повесть… Или Распутин… Мало что ли пьес у нас? Берите и ставьте. Вот почему-то нет в Вологде спектакля по Василию Белову, хотя он-то пьесы писал. И уж «Александр Невский» точно вписался бы в архитектуру Вологодского кремля…

Но это мои — не театрала и не критика — размышления, которые пора уже и закончить. И назвать всё-таки победителей. Лауреатом фестиваля за спектакль в традиционном театральном помещении стал режиссер Евгений Гельфонд за спектакль «К тебе, земля обетованная» Нового художественного театра, Челябинск.

Лауреатом премии имени Александра Петровича Свободина «За наиболее яркое раскрытие средствами театра исторического события» в номинации «Спектакли в традиционных театральных помещениях, отображающие исторические события и исторических персонажей» стал режиссер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Григорий Козлов за спектакль «Живи и помни» Санкт-Петербургского государственного театра «Мастерская».

Лауреатом премии имени Алексея Васильевича Семенова «За наиболее успешное освоение средствами театра историко-архитектурного пространства» в номинации «Спектакли, подготовленные театрами для исполнения в историко-архитектурной среде» стал спектакль «Макбет» Пермского театра «У Моста». Режиссер — заслуженный артист Российской Федерации Сергей Федотов.

В Вологде закончился международный театральный фестиваль «Голоса истории». Напрашивается — «отголосил» фестиваль «Голоса…» Но он не только голосил, фестиваль — плясал, пел, разговаривал со зрителями, оценивал спектакли и реакцию на них зрителей, фестиваль аплодировал и возмущался, потому что фестиваль — это театры, зрители, актёры, режиссёры, журналисты, город со всеми домами и рекой… И вот фестиваль закончен. «Голоса» отзвучали. Жюри объявило победителей, театры и артисты уехали, город и зрители остались.

До следующего, через два года, 15-го фестиваля «Голоса истории».

Дмитрий ЕРМАКОВ.

Фото cultinfo.ru