Откровенный разговор в «Клубе директоров»
Честно говоря, когда я услышал название мероприятия, подумал: «Что еще за «клуб директоров»? Мало у этих людей дел, чтобы еще клубные разговоры вести! Да и хватает, вроде бы, общения-то. Вон, только что районный праздник, посвященный Дню сельского хозяйства, прошел½» Но когда в малом зале администрации района увидел практически всех руководителей сельхозпредприятий, а еще и главу района, главу администрации, начальников некоторых управлений, понял, что разговор будет серьезный½ Так и оказалось.
Начал разговор глава района Сергей Жестянников:
- Рад видеть всех вас, мы только что с гордостью говорили о ваших достижениях на празднике, а сейчас я хочу, чтобы мы, в рамках этого клуба, обсудили ваши насущные проблемы.
Глава района абсолютно верно отметил, что действующие сельхозпредприятия, кроме выполнения своих прямых производственных задач, с которыми они, в основном, успешно справляются, берут на себя и многие социальные функции - поддерживают школы, клубы, детские сады, помогают с расчисткой дорог на территории своих сельских поселений, помогают осуществлять проект «народный бюджет», но при этом, зачастую, не встречают ответных шагов навстречу со стороны власти.
- Меня удивило, что на Дне сельского хозяйства не было глав сельских поселений. Вы никогда не отказываете им в помощи, но когда дело касается, например, оформления земли под новое строительство объектов сельского хозяйства, всё как-то тормозится. Я не понимаю, почему главы поселений инертны в этих вопросах. Эту ситуацию надо менять. Это в наших силах, и мы будем этим заниматься, - подчеркнул глава района.
Первый вопрос, вынесенный на обсуждение - использование средств, выделяемых из бюджета района на развитие сельского хозяйства.
Начальник отдела социально-экономического развития села Вологодского муниципального района Наталья Манжа рассказала о том, что в районе действует муниципальная программа содействия в развитии сельскохозяйственного производства на 2016-2020 годы. В 2015 году впервые было принято решение субсидировании сельхозтоваропроизводителей. Субсидирование шло по трем направлениям: возмещение затрат на приобретение пестицидов; возмещение затрат на приобретение оборудования в области растениеводства; приобретение оборудования в отрасли животноводства. В 2016 году программа претерпела изменения, и два направления - по химизации и по приобретению оборудования в отрасли животноводства - перешли в программу по содействию малому и среднему предпринимательству, по этому направлению крупные сельхозпредприятия не могли получать субсидии. В 2017 эти мероприятия были не профинансированы.
- На 2018 мы внесли в программу изменения: предлагаем оставить компенсацию на химзащиту и компенсацию на приобретение сельхозоборудования.
Речь идет о сумме порядка 2 млн рублей.
После недолгого обсуждения общее мнение выразил председатель СХПК «Ильюшинский» Андрей Клёков:
- Поддержка по химзащите себя изжила, потому что только в прошлом году цена на ядохимикаты выросла на 60%. Мы считаем, что эти средства лучше направить на борьбу с борщевиком - это общая и очень серьезная проблема.
Такое предложение было поддержано единогласно, с уточнением, что при распределении средств надо все-таки исходить из степени заражения территории борщевиком. Притом, борьба должна быть комплексная - и внутри населенных пунктов, и на сельхозугодиях. То есть, к этой работе должны подключиться и администрации поселений.
Следующий вопрос заседания клуба - компенсации из бюджета области на капитальное строительство и на приобретение техники.
Вопрос этот возник, конечно, не случайно. Это не единичные факты, а, к сожалению, порочная практика - хозяйства начинают строительство на одних условиях помощи со стороны государства, но затем эти условии меняются, и предприятие оказывается в тяжелой ситуации, несет финансовые потери.
Глава района Сергей Жестянников предложил следующий вариант действий:
- Я хочу более детально проработать возможность придания крупным стройкам статуса областного инвестиционного проекта. Допустим, вы хотите начать строительство, нашли землю, финансы½ Администрация района готовит документацию (этим будет заниматься управление социально-экономического развития села или отдел экономики), эта документация через департамент сельского хозяйства поступает на утверждение губернатора. И когда проект получает статус «инвестиционного», вы будете гарантированно получать все положенные компенсации. Это могут быть два-три крупных проекта½
- А если проектов будет не два-три, а десять и не только крупных, но и небольших? - возник резонный вопрос.
Вот для этого-то и состоялась эта встреча, чтобы проработать разные варианты решения проблем, чтобы каждый мог высказать свое мнение.
Г. К. Шиловский, председатель племколхоза «Родина», поднял вопрос распределения средств, выделяемых из бюджета области на новое строительство в сельском хозяйстве:
- Те деньги, которые заложены в областном бюджете по статье «строительство», реально могут «закрыть» одну крупную стройку. Как же их - эти средства - распределить? Сегодня самый справедливый метод распределения: объединить статьи поддержки на молочное животноводство, на строительство, на приобретение техники, и отдать в хозяйства «на литр произведенного молока».
Коллеги-председатели добавили, что не все предприятия в районе занимаются производством молока, поэтому правильно было бы оказывать поддержку «на единицу продукции» - молоко, яйцо или мясо и др.
Фермер Александр Механиков рассмотрел финансовоэкономическую сторону нового строительства.
- Начиная строительство объекта, руководитель берет кредит под 15%, начинает что-то строить, вкладывает средства, оформляет документы½ А через какое-то время тебя придет проверять контрольно-счетная палата и начнется - это не то, это не так½
И ты уже не захочешь ни комплекса, ничего - лишь бы от тебя отстали½ Так это происходит сегодня, - рассуждает Механиков. - Но есть другой вариант: ты получаешь пятипроцентный кредит, под гарантии, например, администрации района, ведешь строительство на свои и кредитные ресурсы, и после того, как ты закончил проект, он начинает давать продукцию и получать на нее субсидию. И, возможно, этих субсидий будет достаточно для того, чтобы выплачивать кредитные обязательства. Так, примерно, происходит в Архангельской области. Правда, субсидии там намного выше, чем у нас, и этих средств хватает на покрытие кредитных платежей.
- Так, может, и нам по этому пути идти? Почему не меняется позиция департамента сельского хозяйства? - интересуется глава района.
Тут выступил председатель СХПК «Присухонское» Александр Казаков, и опять же выразил общее мнение:
- Мы, руководители, за годы работы столько увидели невыполненных обещаний½ Где те 19 млрд на поддержку сельского хозяйства, которые нам обещали предоставить с 2013 года по 2020 годы? А ведь мы уже надеялись½ Так же получается и со строительством: комплекс реконструирован, экспертизы пройдены, ждем положенную компенсацию, но денег на компенсацию в департаменте нет, через год появляются эти деньги, но положение о субсидировании за это время меняется, и я теряю 2 миллиона. Просто потому, что власть не выполнила свои обязательства и поменяла правила игры, хотя я свои обязательства полностью выполнил и затраты понес½ Если бы те программы, которые принимались даже и лет десять назад, работали, а не менялись каждый год - мы бы сейчас не решали, как нам быть½
А вот в Архангельской области как приняли положение о поддержке на единицу произведенной продукции, так этого и держатся. По такому же пути идут Ленинградская и Нижегородская области.
Надо, чтобы и у нас так было.
- Надо изучить, обобщить этот опыт и выйти с ним на департамент. Я готов выйти и на губернатора по этому вопросу, - заверил глава района. - Ведь нас это касается в первую очередь: мы производим 30% сельхозпродукции области, и наше мнение должно быть услышано. Правила поддержки сельского хозяйства должны быть едиными, понятными и постоянными. Невозможно «играть» по постоянно меняющимся правилам!
Обсуждались и другие важные для власти и сельхозпредприятий вопросы. Главное, что посмотрели в глаза друг другу, постарались понять. И, кажется, поняли.
Дмитрий Ермаков.
Фото автора.