ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ ИЗ ПОСЕЛКА УТКИНО

«Дети с ограниченными возможностями, но с безграничными возможностями души» – именно так о своих подопечных отзываются учителя и воспитатели Первомайской школы из Уткина. Об особенных детях из Уткина – этот материал.

С чего всё начиналось

Всего два года назад особенные дети учились и проживали в Заоникиевской школе–интернате, что в деревне Лучниково. Учреждение располагалось на территории бывшего Заоникиевского монастыря. Зданию требовался ремонт. После обсуждения с педагогическим коллективом и Вологодской митрополией глава Вологодского района Сергей Жестянников принял решение о передаче всего комплекса РПЦ и переводе ребят в Первомайскую школу. Для проживания детей в Уткине было подобрано здание, проведен ремонт. На эти цели из районного бюджета выделили более двух миллионов рублей.

В Уткинском интернате созданы все необходимые условия для проживания. Имеются спортивный и музыкальный залы, кабинет логопеда, комнаты для учебы, отдыха и сна.

По словам самих детей, здесь они чувствуют себя комфортно. Учителя для них и воспитатели, и вторые мамы, которым можно излить душу, спросить совета.

Путь к сердцу школьника

Доверительные отношения между учителями и учениками –  результат длительной и кропотливой работы.

– Процесс адаптации к новым педагогам проходил тяжело, – говорит руководитель учреждения Юрий Вахрушев. – Первоначально дети даже сравнивали нас с преподавателями из Заоникиевской школы.

Но потом сердца школьников оттаяли. Комфортные условия и внимание педагогов стали лучшим лекарством. Сыграть шахматную партию с Юрием Вахрушевым для них всегда в радость.

– Отзывы детей, их целеустремленность и желание учиться, вдохновляют на дальнейшую работу, – говорит, улыбаясь, Юрий Иванович.

И я решила обратиться к одной из учениц.

– Учителя нам передают не только знания по тем или иным предметам, но и учат сплоченности, – говорит Юлия Лукашук. – А любимая игра волейбол учит командной работе.

Любовь и уважение – основа основ

О методике воспитания, применяемой педагогами, рассказал Юрий Иванович:

– Конечно, к каждому нужен индивидуальный подход. Но главное – это любовь и уважение. Педагогов, работающих с детьми, считаю профессионалами своего дела.

Как отмечает заместитель директора по воспитательной работе Светлана Тельтевская, для таких детей очень важны поддержка, внимание и добрый взгляд.

– Чувствуется, как ученикам младших классов не хватает тактильного контакта. Они любят, когда их обнимают и гладят по голове, – говорит учитель–воспитатель с 14–летним стажем Жанна Сомова. – Но ни в коем случае нельзя показывать им чувство жалости. В этом случае они еще острее чувствуют, что не такие, как все. Мы же стремимся сгладить между детьми разницу, насколько это возможно. Проводим совместные с остальными учащимися мероприятия, играем в волейбол и в футбол. Отношения между учащимися дружеские, педагоги проводят беседы, объясняя, что особенные дети такие же, как все.

Жанна Владимировна преподает географию, химию и биологию, а также исполняет обязанности воспитателя.

– Конечно, бывает иногда нелегко, – говорит Жанна Сомова. – Но, работая учителем, я знаю, какой материал ребята плохо усвоили. И при выполнении домашнего задания мы еще раз прорабатываем эти моменты. Поиск новых способов подачи информации делает мою работу еще интереснее.

Главная задача – подготовить к взрослой жизни

Сейчас в Первомайской школе обучаются 24 особенных ученика. Подготовить этих ребят к взрослой жизни, научить противостоять окружающему негативу педагоги считают своей главной задачей.

В расписании детей есть такой предмет, как социально–бытовая ориентировка. Для ребят старших классов ведется кружок «Азы финансовой грамотности». Их учат рационально тратить деньги, рассказывают о рисках легкодоступных кредитов.

– Жанна Владимировна, а ставите ли вы двойки или все–таки жалеете?

– Ставим, но всегда объясняем ошибки, допущенные в работе. И, конечно, даем ребятам возможность исправить оценки. Но в целом ребята учатся хорошо, – подчеркивает настойчивость учеников учитель.

– Такт, внимание – это замечательно! Но делаете ли вы ученикам замечания, если они плохо себя ведут?

– Конечно! Но сначала я успокою ребенка, а потом объясню, почему так не стоит делать. В стрессовом состоянии он просто не воспримет информацию. Но в общем они улыбчивые и открытые. Трудяги, их никогда не надо о чем–то просить дважды. На школьном огороде совместно с педагогами сажают и убирают овощи. Картошку выкопали, свеклу убрали, капуста осталась. Вопрос трудового воспитания мы обсуждали совместно с родителями. Они высказались положительно.

После окончания школы выпускники осваивают рабочие специальности в сфере цветоводства, рукоделия, фермерского хозяйства.

Ирина Лучина