ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ ИЗ ПОСЕЛКА УТКИНО

«Дети с ограниченными возможностями, но с безграничными возможностями души» - именно так о своих подопечных отзываются учителя и воспитатели Первомайской школы из Уткина. Об особенных детях из Уткина - этот материал.

С чего всё начиналось

Всего два года назад особенные дети учились и проживали в Заоникиевской школе-интернате, что в деревне Лучниково. Учреждение располагалось на территории бывшего Заоникиевского монастыря. Зданию требовался ремонт. После обсуждения с педагогическим коллективом и Вологодской митрополией глава Вологодского района Сергей Жестянников принял решение о передаче всего комплекса РПЦ и переводе ребят в Первомайскую школу. Для проживания детей в Уткине было подобрано здание, проведен ремонт. На эти цели из районного бюджета выделили более двух миллионов рублей.

В Уткинском интернате созданы все необходимые условия для проживания. Имеются спортивный и музыкальный залы, кабинет логопеда, комнаты для учебы, отдыха и сна.

По словам самих детей, здесь они чувствуют себя комфортно. Учителя для них и воспитатели, и вторые мамы, которым можно излить душу, спросить совета.

Путь к сердцу школьника

Доверительные отношения между учителями и учениками -  результат длительной и кропотливой работы.

- Процесс адаптации к новым педагогам проходил тяжело, - говорит руководитель учреждения Юрий Вахрушев. - Первоначально дети даже сравнивали нас с преподавателями из Заоникиевской школы.

Но потом сердца школьников оттаяли. Комфортные условия и внимание педагогов стали лучшим лекарством. Сыграть шахматную партию с Юрием Вахрушевым для них всегда в радость.

- Отзывы детей, их целеустремленность и желание учиться, вдохновляют на дальнейшую работу, - говорит, улыбаясь, Юрий Иванович.

И я решила обратиться к одной из учениц.

- Учителя нам передают не только знания по тем или иным предметам, но и учат сплоченности, - говорит Юлия Лукашук. - А любимая игра волейбол учит командной работе.

Любовь и уважение - основа основ

О методике воспитания, применяемой педагогами, рассказал Юрий Иванович:

- Конечно, к каждому нужен индивидуальный подход. Но главное - это любовь и уважение. Педагогов, работающих с детьми, считаю профессионалами своего дела.

Как отмечает заместитель директора по воспитательной работе Светлана Тельтевская, для таких детей очень важны поддержка, внимание и добрый взгляд.

- Чувствуется, как ученикам младших классов не хватает тактильного контакта. Они любят, когда их обнимают и гладят по голове, - говорит учитель-воспитатель с 14-летним стажем Жанна Сомова. - Но ни в коем случае нельзя показывать им чувство жалости. В этом случае они еще острее чувствуют, что не такие, как все. Мы же стремимся сгладить между детьми разницу, насколько это возможно. Проводим совместные с остальными учащимися мероприятия, играем в волейбол и в футбол. Отношения между учащимися дружеские, педагоги проводят беседы, объясняя, что особенные дети такие же, как все.

Жанна Владимировна преподает географию, химию и биологию, а также исполняет обязанности воспитателя.

- Конечно, бывает иногда нелегко, - говорит Жанна Сомова. - Но, работая учителем, я знаю, какой материал ребята плохо усвоили. И при выполнении домашнего задания мы еще раз прорабатываем эти моменты. Поиск новых способов подачи информации делает мою работу еще интереснее.

Главная задача - подготовить к взрослой жизни

Сейчас в Первомайской школе обучаются 24 особенных ученика. Подготовить этих ребят к взрослой жизни, научить противостоять окружающему негативу педагоги считают своей главной задачей.

В расписании детей есть такой предмет, как социально-бытовая ориентировка. Для ребят старших классов ведется кружок «Азы финансовой грамотности». Их учат рационально тратить деньги, рассказывают о рисках легкодоступных кредитов.

- Жанна Владимировна, а ставите ли вы двойки или все-таки жалеете?

- Ставим, но всегда объясняем ошибки, допущенные в работе. И, конечно, даем ребятам возможность исправить оценки. Но в целом ребята учатся хорошо, - подчеркивает настойчивость учеников учитель.

- Такт, внимание - это замечательно! Но делаете ли вы ученикам замечания, если они плохо себя ведут?

- Конечно! Но сначала я успокою ребенка, а потом объясню, почему так не стоит делать. В стрессовом состоянии он просто не воспримет информацию. Но в общем они улыбчивые и открытые. Трудяги, их никогда не надо о чем-то просить дважды. На школьном огороде совместно с педагогами сажают и убирают овощи. Картошку выкопали, свеклу убрали, капуста осталась. Вопрос трудового воспитания мы обсуждали совместно с родителями. Они высказались положительно.

После окончания школы выпускники осваивают рабочие специальности в сфере цветоводства, рукоделия, фермерского хозяйства.

Ирина Лучина

Поделиться этим материалом
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ РУБРИКИ