«ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ КОЛЛЕКТИВ БЫЛ ДРУЖНЫЙ»

 О себе директор Присухонской школы С. А. Кривошеина в беседе, которую мы вели накануне Дня учителя, говорит неохотно, всё больше - о родной школе:

 - Одно из главных условий хорошо выполняемой работы - дружный коллектив, т.е. люди, которые видят общую цель в своем общем труде, уважают свой труд и, что немаловажно, уважают друг друга, стремятся помочь, поддержать, порадовать. При соблюдении этих условий работа всегда будет праздником, несмотря на любые трудности. И, знаете, нашей школе повезло: коллектив у нас сложился очень хороший, сплоченный, настоящий, в общем. Радует то, что молодые учителя, поначалу, быть может, немного растерянные, довольно скоро становятся своими, родными, полностью разделяя заботу о школе, переживая о ее успехах, не воспринимают ее отстраненно. Это, поверьте, дорогого стоит. Светлана Анатольевна Кривошеина имеет полное право так говорить: уже 30 лет она - бессменный директор школы, которая своими успехами, и не только в учебе, может быть прекрасным примером для многих других. Из последних достижений - победа на Всероссийской выставке образовательных учреждений:

 - Мы подали заявку на участие, и нам предоставили электронный стенд - туда мог зайти любой гражданин России и посмотреть, чем занимается наша школа. Этот стенд мы заполняли в течение трех месяцев: рассказали об истории Присухонской школы, о внеклассной, исследовательской работе, об успехах в учебе и т.п., короче, представили стране всю нашу работу. До этого на подобных соревнованиях мы занимали второе или третье места, а тут поставили себе задачу стать, в конце­-то концов, первыми. Утомились здорово, но своего добились. И главная задача остается прежней: доказать, что наши успехи - не только и не столько виртуальные, сколько действительные. Доказать, как вы понимаете, ученикам, себе и всем остальным. Над этим и трудимся.

 - Вы сказали, Светлана Анатольевна, что одно из условий хорошей работы - крепкий коллектив единомышленников. Не без оснований Вы гордитесь своим коллективом. Как Вам удалось его создать и сохранять добрые традиции на протяжении трех десятков лет?

 - Тут дело не только во мне: важно участие самих сотрудников в создании хорошей творческой атмосферы. Уж как это получается, тут можно рассуждать долго. Но мне кажется, что большое значение имеет работа, что называется, вне стен школы. Ничего ведь трудного тут нет: предложить сотрудникам сходить вместе в туристический поход или провести спортивные состязания, устроить еще что-­нибудь интересное - люди с радостью откликаются и, почувствовав интерес к таким «авантюрам», становятся ближе друг к другу. Недавно хорошая идея появилась: первого сентября устраивать «арбузник»! После уроков покупаем огромный арбуз и устраиваем маленький праздник - обсуждаем замеченные изменения в школьниках, делимся планами по работе, да просто радуемся началу учебного года. Но на арбузах далеко не уедешь, поэтому время от времени мы отправляемся в путешествия подальше - в Ярославль, например, или по Вологодской области, или еще куда. Такие совместные поездки оказывают благое влияние на коллектив, укрепляют его, а кроме того, улучшают знания о родной стране. Сейчас нас, учителей, 19 человек на 158 учеников. Повторюсь: очень хорошо, что приходят молодые педагоги - все они люди неравнодушные к своей профессии, по-настоящему переживают за школу и учеников.

 - В каждом коллективе случаются обиды, разногласия, недопонимания - как Вы справляетесь с этим?

 - Мне очень важно, чтобы коллектив был дружный. И мне очень важно показать, доказать коллегам пользу дружелюбной обстановки - этим и вызваны все наши «арбузники», походы, спортивные состязания и прочие мероприятия. Да и сами учителя прекрасно всё это понимают и знают, так что я не чувствую себя «белой вороной». Это же естественно: единомыслие достигается дружелюбием. А если таковые качества есть, то и работа идет хорошо, и недопонимания, разногласий в разы меньше. Так что жаловаться нам особо не на что.

 - Так уж и не на что? Только одно слово произнесу, сразу заплачете: «бумажки».

 - Ой!!! Тут я согласна. Но это не от нас зависит. Все эти бумажки, ненужные отчеты - уверена, что процентов 70 из них - это абсолютно бесплодное времяпровождение. Эти «бумажки» убивают не только время, но и наносят огромный вред учебному процессу: то время, которое педагог вынужден проводить, заполняя это вот всё, могло бы, да и должны идти на пользу ученикам.

 - Понял, оставим эту пе­чальную тему - перейдем к другой: как Вы объясните, что в нынешнее время, которое характеризуется чуть ли не исключительно стремлением к материальному достатку, считая его безусловным признаком «успешности», люди не только идут в школу с охотой, но и не допускают даже мысли прекратить учительскую деятельность?

 - Думаю, дело в чести и в благодарности. И тут очень помогает, что ты живешь в сельской местности, где, на мой взгляд, сохраняется подлинное, не декларативное уважение к труду педагога. Надеюсь, со временем это чувство вернется и в города: здесь окружающие смотрят на тебя как на человека, от которого во многом зависит судьба их детей. Получит ученик хорошие знания, будет уметь пользоваться ими, увидит своими глазами, что ты делаешь всё для этого, - обязательно будет тебе благодарен. Старшие-то всё это знают и понимают, поэтому и относятся к тебе с уважением. А такое уважение необходимо оправдывать, это дело чести. Честь, в свою очередь, дороже денег. Так и живем. Хотя от достойной оплаты достойного труда отказываться бы не хотелось.

 - Что пожелаете всем своим коллегам ко Дню учителя?

 - Того, о чем и говорили: уважения окружающих, благодарности учеников, дружбы в коллективе. Не говорили о здоровье, но его я тоже всем от души желаю! С Днем учителя, дорогие педагоги!

Беседовал Петр ДАВЫДОВ.

 
Поделиться этим материалом
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ РУБРИКИ