ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Вологодский район - одно из самых крупных муниципальных образований Вологодской области. В его составе 10 сельских поселений, 912 населенных пунктов, из них с постоянно проживающим населением - 617. Численность жителей района превышает 52 тысячи человек, среди них около 30 тысяч - трудоспособного возраста; более 7,5 тысячи детей школьного и дошкольного возраста; более 13,5 тысячи пенсионеров. Это разные категории не только по возрасту, уровню образования и социальному статусу, но и по степени вовлеченности в жизнь района. Каждый - со своими требованиями, потребностями, чаяниями и заботами.

Задача власти не просто услышать и отобрать наиболее значимые проблемы, волнующие жителей, но и решить их. Общественное управление - форма взаимодействия власти и общества, позволяющая направлять усилия и ресурсы на реализацию именно тех проектов, которые нужны людям. Об опыте поддержки инициатив жителей в Вологодском муниципальном районе рассказывает глава района Сергей Жестянников.

- Первый и один из главных элементов этой работы, крае­угольный камень системы - проект «Народный бюджет». Расскажите, как он реализуется в районе.

- С 2015 года Вологодский район начал принимать активное участие в этом проекте. Он направлен на выявление инициатив и включение населения в развитие территорий. Реализация инициатив происходит за счет трёх источников финансирования: 50% средств идет из областного бюджета, 45% - это местный бюджет и добровольные пожертвования индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, 5% - взносы жителей. Обращаю внимание, что доля софинансирования граждан минимальна, и это вовлекающий механизм, который никоим образом не перекладывает решение проблем муниципалитета на население, а способствует включению людей в процесс обсуждения, в реализацию проекта, а затем и в использование его результатов.

Отдельно отмечу, что с каждым годом проект всё более востребован. Именно поэтому мы вышли с инициативой, во-первых, расширить направления реализации «Народного бюджета», включив в перечень объектов дороги, дворовые территории, газификацию - самые актуальные вопросы и задачи. А во-вторых, предложили изменить структуру софинансирования, увеличив долю региональных средств до 70%. Сейчас это предложение принято. Таким образом, в 2019 году бюджетное участие достигло в общей сложности 90­95%, и всего 5­10% составят средства юридических и физических лиц. Новые возможности позволят увеличить количество проектов и вовлечь больше жителей в развитие района.

- Расскажите об особенностях «Народного бюджета».

- Все проекты можно разделить на два больших блока.

Первый - это инфраструктурные объекты для отдыха, занятий спортом, культурного развития, а именно: детские и спортивные площадки, стадионы и корты, оборудование для Домов культуры и кружковой работы. 161 такой проект уже реализован. Это 65% от общего числа всех проектов.

Второй блок - проекты, решающие вопросы в сфере обустройства населенных пунктов: ремонты общественных колодцев, пожарных водоемов, приобретение уличных светильников, оборудование контейнерных площадок. Эти инициативы занимают примерно 35% в общей структуре (87 проектов). Добавим, что эти вопросы в основном решаются на средства других программ, но если большинство жителей видит необходимость дополнительно привлечь здесь «Народный бюджет», мы, безусловно, должны предоставить им такую возможность.

- Как изменилась вовлеченность жителей за время реализации проекта с 2015 года?

- Число жителей, вовлеченных в процесс развития территорий, увеличилось за это время в 10 раз. Это самое важное.

В цифрах это выглядит следующим образом. В 2015 году в проекте участвовало только 1,8 тысячи жителей двух сельских поселений, в 2020 году мы видим участие 19,3 тысячи жителей всех десяти сельских поселений района. Сейчас в проекте участвует уже 30% наших поселков, сел и деревень - более 200 населенных пунктов из 600.

Кроме того, в 52 раза увеличилось количество самих подтвержденных проектов. Мы начинали с двух в 2015 году, а сегодня имеем 105 проектов, заявленных на 2020 год. Объем средств на реализацию увеличился в 20 раз: с 1,1 млн руб. в 2015 году до почти 23 млн руб., запланированных на 2020 год.

- Второй элемент системы - практика вовлечения населения в развитие территорий через поддержку локальных инициатив. Каким образом они поддерживаются на уровне района?

- В сфере благоустройства дворовых территорий мы реализовали в 2019 году районный проект «Дружному дому - уютный двор».

Это наш местный аналог федеральной программы «Формирование современной городской среды» для населенных пунктов с числом жителей меньше 1000 человек, которые не могут войти в проект именно по этому критерию. Так вот, в рамках федеральной программы в 2019 году отремонтированы 19 дворовых и 1 общественная территории на общую сумму более 7 млн рублей. А в рамках нашего проекта - еще 20 дворов по 250 тысяч каждый. Победителей, самые дружные дворы, мы определяем с учетом активности жителей, принимая во внимание в том числе и то, как они благоустраивают свою территорию.

Однако не все вопросы и задачи можно решить, участвуя в проекте «Народный бюджет» или с помощью поддержки локальных инициатив. Для реализации крупных финансово емких проектов в регионе работает другой механизм - Градостроительные советы при губернаторе области.

- Третий элемент системы вовлечения жителей в развитие территорий - участие в формировании предложений для Градостроительных советов. Как это реализуется на практике?

- Форма Градостроительных советов была предложена губернатором Вологодской области Олегом Кувшинниковым в 2018 году для реализации финансово емких инфраструктурных задач, таких как капитальные ремонты и строительство ФАПов, школ, детских садов, Домов культуры, спортивных сооружений и т.п. Благодаря проведению Градсовета нам удалось привлечь в район беспрецедентную сумму средств - 2 млрд рублей на реализацию 45 проектов в 2019­2021 годах. В 2019 году район уже реализовал 27 из них.

Проведению градостроительного совета предшествовала значительная подготовка. Прежде всего в каждом из десяти сельских поселений были проведены поселенческие Градсоветы, по итогам которых мы собрали предложения жителей. Затем по каждой территории были расставлены приоритеты по годам реализации и перечню самих проектов. И только потом на Градостроительный совет при губернаторе выносились наиболее значимые, способствующие социально­экономическому развитию населенных пунктов проекты, поддержанные большинством. В рамках подготовки к следующему Градсовету жителями в 2019 году было предложено к реализации 176 проектов. Это показывает значительный уровень активности населения, а самое главное - заинтересованность в решении долгосрочных задач.

Инициаторами любых проектов в поселениях являются активные жители и, конечно, старосты деревень. В Вологодском районе сегодня работают 164 старосты, которые берут на себя решение многих вопросов. Следующий шаг - создание сельских ТОСов. Первый ТОС появился у нас в декабре 2019 года. Думаю, что именно за этой формой эффективного социального партнерства власти и населения будущее. Заинтересованность в создании ТОСов есть у активистов многих наших поселений.

Таким образом, сегодня фактически каждый житель района так или иначе вовлечен в процесс развития территорий через «Народный бюджет», проект «Дружному дому - уютный двор», обсуждение предложений для градсоветов. Особенно значим здесь тот факт, что объединение жителей вокруг инициатив, а затем реализации конкретного проекта, в конечном итоге значительно повышает доверие населения к власти.

- Каковы дальнейшие перспективы развития системы?

- Большой потенциал в этом плане я вижу у нашего нового проекта «Заяви о проблеме».

«Заяви о проблеме» - это механизм сбора, учета и контроля за исполнением запросов и инициатив граждан, поступающих в том числе через социальные сети. Система позволит контролировать реализацию инициатив и выполнение поручений как текущих, так и долгосрочных. Операторами обращений станут центры общественного доступа в библиотеках, МФЦ, школы. Заявить о проблеме, внести инициативу или предложение можно будет и через интернет.

«Заяви о проблеме», по сути, будет индикатором проблем и инициатив, которые завтра станут новыми проектами социально­экономического развития территорий. Проведенная аналитика обращений по конкретному населенному пункту позволит нам определить актуальные направления развития территории, чтобы в дальнейшем реализовать их через участие в конкретных программах и проектах.

Именно так частные инициативы становятся стратегией развития района. Мы только в начале формирования системы общественного управления, но лично я вижу в этом значительный потенциал для нашего движения вперед.

Поделиться этим материалом
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ РУБРИКИ