НЕТ ПРЕДЕЛА ПОЗНАНИЮ

Мы все когда-­то учились в школе, изучали историю, в том числе и историю своего родного края. Промелькнули годы, многое стёрлось в памяти, и вдруг появляется желание снова окунуться в прошлое малой родины. Возможности для этого есть. Во­-первых, мы живём в селе Куркино, где почти каждый дом соприкасается с историей и может рассказать о дворянской усадьбе Резановых-­Андреевых. Во­-вторых, у нас, членов местного отделения «Союз пенсионеров России», есть свободное время и желание активно его проводить.

Началось наше знакомство с Кубеноозерским краем с удивительного похода на Едку. Мы получили такой заряд положительной энергии, что жили с ним всё прошлое лето. Июньским жарким утром мы отправились в поход. Остановились у святого источника Пантелеймона-­целителя, отдохнули.  Идя дальше по дороге, мы увидели удивительное растение, о котором многие знали, но немногие видели. Это была белена. Так мы попутно пополняли свои знания о природе родного края. Пройдя ещё четыре километра, мы увидели купола храма Василия Великого. Там нас ждала Ольга Викторовна Смирнова. Мы с интересом слушали рассказ об истории храма, о восстановительных работах, многому удивлялись, поднимались на колокольню, пили из святого родника водичку. А потом было настоящее чаепитие из самовара. День для нас не прошёл даром. Столько информации! Столько эмоций! Спасибо тебе, наша коллега по ветеранской работе, Ольга Викторовна, просто Оля!

Этой зимой, по приглашению директора районного музея Ларисы Владимировны Хайровой, мы побывали в селе Кубенское. Безусловно, мы и раньше в нём бывали, но на экскурсии мы открыли для себя это село совсем по-новому. Оказывается, село Кубенское - одно из древних селений края. Историки предполагают, что возникло оно в IX­X веках. Когда­-то оно было центром Кубенского княжества. Позднее Кубенское стало торговым и административным центром на старом кирилловском тракте. В центре села была расположена торговая площадь, состоявшая из 38 лавок. Красой и гордостью Кубенского являлись храмы. Ярко блестели кресты на белоснежных церквях: Троицкой, Успенской, Дмитриевской, Ильинской. Гуляя по селу, мы знакомились со старинными домами купцов Д. И. Борисова, Воеводиных, А. А. Бураковой. Побывали и у дома священника Н. А. Богословского.

Открытием для нас стали экспозиции районного музея. В зале В. А. Гаврилина мы слушали интересный рассказ Ларисы Владимировны о нелёгкой судьбе великого композитора и наслаждались его музыкой. Нас приятно удивили раритетные экспонаты в зале Великой Отечественной войны. Все с удовольствием рассматривали витрины этнографического зала. Замечательно, что в музее появилось мультимедийное оборудование, которое каждому посетителю помогает познакомиться с фондами музея. Большую просветительскую работу ведут работники музея, огромное спасибо им.

Следующая встреча с директором музея состоялась во время экскурсии «Государева дорога», которая предполагает знакомство с достопримечательностями по старому кирилловскому тракту. Отправной точкой стала церковь Успенья Пресвятой Богородицы в Кубенском,  возведенная на средства купчихи Александры Ивановны Бураковой, известной кубянам активной благотворительностью и помощью бедным односельчанам. Следующей остановкой была деревня Воздвиженье, где мы любовались внешним видом церкви Воздвижения Честного Креста Господня. Слушали рассказ об истории храма, истории детского дома, где работала мать будущего композитора В. А. Гаврилина и где прошли его детские годы. Прогулялись по утопающей в сирени деревеньке Воздвиженье, которую, безусловно, украшает храм. Далее наш путь лежал к церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском на речке Пучка. Храм имеет интересную историю и заслуживает в наши дни лучшей участи. К сожалению, общий вид портят строительные леса, которые вот уже почти двадцать лет скрывают былую красоту храма. Подъезжая к селу Новленское, мы попали в сильный дождь и поэтому на строящийся храм Архистратига Михаила мы посмотрели только из окна автобуса. В Сяме нас поджидала приветливая и эрудированная женщина - староста деревни Валентина Михайловна Кумзерова. Она рассказала нам о Сямском Богородице­-Рождественском мужском монастыре, былую мощь которого в прошедшие столетия трудно представить. Нынешние жители деревни много сделали, чтобы оставить добрую память потомкам. Главным итогом совместного труда местных жителей и дачников стало восстановление из руин одного из монастырских строений храма преподобного Мартиниана Белоезерского. Мы были приятного удивлены, с какой любовью прихожане храма обустроили его изнутри и какую красоту создали на прилегающей территории. Это пример безграничной любви к своей малой родине. Спасибо Вам, Валентина Михайловна, прихожане, за урок патриотизма.

Последней остановкой нашего путешествия стал Чудотворный источник в Елегонке, один из самых известных и почитаемых на Вологодчине святых ключей. Зайдя в часовню, мы помолились иконе Смоленской Божьей Матери, поставили свечи. Умылись и попили святой водички. Кто-­то из наших ветеранов, несмотря на прохладную погоду, попытался облиться водицей. По лесной тропинке дошли до Святого камня, приложились к нему своими болячками. Порадовались и поблагодарили благоустроителей часовенки на источнике в честь Пресвятой Троицы. А кругом в лесу такая красота и тишина, только птицы поют не умолкая. На душе становится хорошо и спокойно от увиденного и услышанного. Возвращались из поездки все с отличным настроением. Пусть кто­-то из ветеранов быстро забудет такой большой объём новой информации, а кто­-то будет снова и снова искать в книгах и интернете что-­то для себя новое об этих памятниках истории. Это не главное. Главное, что мы получили положительные эмоции, которые являются условием активного долголетия. Впереди нас ждут новые путешествия и знакомства, ведь наш Вологодский район такой большой и богатый историей.

И. Н. Соколова,

руководитель Куркинского отделения «Союз пенсионеров России».