Ненецкие традиции возрождаются в Вологодском районе

25 лет жительница поселка Алексино Семёнковского поселения Елена Чупрова вместе с детьми прожила в городе Нарьян­Маре Ненецкого автономного округа. Именно туда по распределению после окончания Академии МВД в Ленинграде был направлен ее супруг Григорий Иванович. За это время Елена Ивановна приобщилась к культуре ненцев. О традициях этого народа Елена Ивановна рассказала журналисту газеты «Маяк».

ЖИЗНЬ В НАРЬЯН-МАРЕ

Елена Ивановна настолько прониклась традициями ненцев, что, уже обосновавшись на Вологодчине, заказала у мастера изготовление их традиционной обуви - пимов, а сама их украсила бисером. Кстати, холодную зиму этого года Елена Чупрова выходила именно в пимах. Внешне традиционная ненецкая обувь напоминает наши родные валенки, с той разницей, что шьются они из камуса - шкуры голени оленя. Обычно жители тундры делают внутри подкладку из оленьего меха, для вологодской зимы достаточно искусственного, некоторые же используют в качестве подкладки байковое детское одеяло. Кто-то из жителей Нарьян­Мара предпочитает высокие пимы, примерно по колено, кто­то останавливается на длине полусапожек. Некоторые носят пимы даже на каблуке. Иногда ненцы пимы называют бурками. По словам Елены Ивановны, это очень теплая и комфортная обувь, которую при вологодских морозах можно носить даже с тонкими носками.

Еще будучи в Нарьян­Маре, Елена Ивановна вручную сшила себе из сукна традиционную ненецкую одежду - палицу. Этому искусству она научилась в местном этнокультурном центре. Воротник палицы Елена Чупрова обшила мехом песца, хотя ненцы традиционно используют для этого заячий мех.

Продемонстрировала Елена Ивановна и капор - ненецкий головной убор, украшенный колокольчиками и массивными металлическими изделиями.

- Для ненцев украшение капора - это своего рода оберег. Металлические изделия, пришитые к капору, как правило, очень длинные и достигают талии женщины, при этом плотно прилегают к спине, тем самым защищая от холода, - говорит Елена Ивановна. - Украшения капора столь массивные, что не позволяют женщине сутулиться. Еще одним украшением одежды является пояс с увесистой пряжкой, плотно прилегающей к животу, ненцы всегда очень туго завязывают пояс. Может, бережное отношение к позвоночнику заставило их придумать такие массивные украшения: женщина всегда ходит с гордой осанкой.

Но колокольчики пришиваются не только к одежде взрослых, но и детей. По их звуку родители узнавали, где они находятся.

- Когда дети шли по улице, то от колокольчиков раздавалось мелодичное звучание, оно мне очень нравилось, - говорит Елена Ивановна. - В традиционной ненецкой одежде ходили и мои дети. Свекровь сшила для них из оленьего меха малицы, внутри одежда также была обшита мехом. Малица напоминает нашу шубу, разве что шапка и рукавички к ней плотно пришиты.

Именно чувство восхищения вызвала ненецкая одежда у Елены Ивановны, когда она ее впервые увидела, оказавшись в Нарьян­Маре. Проживая на Вологодчине, Елена Чупрова периодически облачается в одежду ненцев. Например, во время этнографического диктанта, участие в котором объясняет следующим образом:

- Мы должны знать свою историю.

БЫТ НЕНЦЕВ

Рассказала Елена Ивановна и о быте ненцев, которые жили в чумах. В холодное время года они обтягивали свое жилище сшитыми оленьими шкурами, а в относительно теплые сезоны - брезентом. При отсутствии печки в чуме отапливался он костром, на котором хозяева и готовили в котелке, этот очаг тепла они всегда поддерживали. Наличие печки же считалось счастьем, ведь с ней намного было теплее, чем с костром. Печка представляла собой своеобразную вариацию буржуйки и была сделана из разрезанной бочки, сверху к которой приваривался металлический лист. Если семья была небольшая, то и чум они делали меньше, чтобы сохранить тепло.

С правой стороны жилища ненцы по традиции обустраивали спальное место, укладывая перины, одеяла, подушки. Сверху над этой своеобразной кроватью они привязывали ткань, которая была своего рода пологом и задерживала тепло. Ненцы называют эту ткань балаганом, и когда ложатся спать, то ее развязывают, закрываю свою постель.

Малыши спят в деревянных колыбелях, которые зимой заботливые родители для тепла обивают мехом оленя, а в теплые сезоны - сукном.

- В соответствии с сезонами ненцы шьют для малышей в колыбели и постельные принадлежности, а в ноги малышам для тепла всегда укладывается олений мех, - говорит Елена Чупрова. - Колыбель оснащается специальными ремнями, которые устанавливаются на уровне ног, рук и живота ребенка. Все ремни всегда застегиваются, даже когда колыбель находится в чуме, а при транспортировке на санях и говорить нечего, делается это для сохранения тепла и безопасности малыша. А в качестве подгузника родители используют сухой мох. А игрушки родители делали для детей из клювов уток. Ближе к зиме ненцы стараются переехать поближе к лесу, так легче пережить грядущие холода, а в теплое время года - к океану, чтобы ветер отгонял надоедливую мошкару. 

Сама же Елена Ивановна вместе с мужем и детьми жила в Нарьян­Маре в деревянном доме, вросшем в землю.

- Наше жилище постоянно подтапливало грунтовыми водами, просыпаешься утром, а по ногам бегут ручейки, воды по щиколотку, а иногда по колено, сразу же выносили сушить мебель. Водоснабжения не было, за водой приходилось ходить за три километра на колонку. Дома была печка­буржуйка, которая с трудом растапливалась, поэтому зимой вода, принесенная домой, замерзала. Образовавшуюся корку льда приходилось разламывать ковшиком, - вспоминает Елена Чупрова.

Сейчас напоминанием о жизни рядом с ненцами для Елены Ивановны являются миниатюры. Это деревянные фигурки ненцев в их традиционных одеждах, модель чума, в котором воссоздано всё до мельчайших деталей: печь посуда, постель; ненецкие сани... Перечислять можно и дальше. А недавно она пришла в магазин и купила для своей композиции 12 игрушечных оленей.

- Было бы больше оленей, купила бы больше, - смеется Елена Чупрова.

Дома на полках у Елены Ивановны - множество книг о ненецкой культуре, которые она перечитывает. Совсем недавно о традициях ненцев жительница Алексина рассказала на заседании районного женсовета в Семёнкове.

Кроме того, в гости к нашей героине постоянно приходят  как взрослые, так и дети. Она с радостью показывает экспонаты из своего мини-музея, а также делится интересными рассказами о жизни, быте и культуре ненцев. Особенно внимательно эти рассказы слушают школьники, которым очень интересно приобщиться к культурным традициям других народов не через интернет или книги, а через живые рассказы очевидцев.

Ирина ЛУССЕ

Поделиться этим материалом
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ РУБРИКИ