МАЭСТРО, МУЗЫКУ!

Гармонь, аккордеон, балалайка… Рабочий кабинет заслуженного работника культуры, дирижера оркестра народных инструментов Кувшиновского Дома культуры Николая Константиновича Смирнова, который 50 лет отдал творчеству, можно назвать храмом музыки, где хранится более 100 инструментов. Есть у оркестра и многочисленные награды. Совсем недавно он стал лауреатом первой степени в районном конкурсе «Утренняя звезда», исполнив «Сельскую кадриль». Аналогичную награду музыканты получили и на конкурсе военных песен. Мы решили побывать в храме музыки, чтобы
лично познакомиться и услышать голоса его творческих «жителей».

Душа оркестра

В Кувшиновский Дом культуры я приехала заранее, до начала занятий Николая Константиновича, чтобы было время поговорить с маэстро. Долго изучала интерьер помещения, у которого яркая и насыщенная музыкальная судьба. На стене, на двух нотных станах, расположены балалайки и домры. На первых в оркестре Николая Смирнова играют мальчики, на вторых – девочки. Отдельная полка – под гармони и аккордеоны. Самый старший из музыкальных инструментов – баян Благовещенской фабрики. Ему 82 года и выглядит он совсем не на свой возраст. По словам Николая Константиновича, инструмент сохранился в хорошем состоянии, как впрочем, и остальные, благодаря мастерам, которые постоянно следят за его музыкальным здоровьем.

– Вот домра пикколо, – показывает Николай Константинович. – Этот инструмент используют для игры далеко не во всех произведениях, а лишь в тех, где необходимо сыграть очень громко. А малые домры – для солирующих партий. Знакомьтесь, это душа оркестра – альтовая домра. Голос у нее мягкий, бархатный и глубокий…

У каждого инструмента своя история и судьба. Например, среди музыкальной коллекции Николая Смирнова имеется балалайка, подаренная братьями Олялиными: Виктором и Николаем, которые родом из Вологодского района. Да, тот самый Николай Олялин – известный советский киноактер, который играл в «Джентельменах удачи», «Шел четвертый год войны», «Жаркое лето в Кабуле» и во многих других.

– С Виктором мы были знакомы давно, – вспоминает Николай Константинович. – А однажды он пришел с братом, и они подарили мне балалайку. Неожиданный и приятный подарок.

Баян для Коли

– Николай Константинович, а почему вы решили связать свою жизнь с музыкой? – спрашиваю я у него.

Музыкант улыбнулся и ответил:

– Это у меня в крови. Я с малолетства слышал звучание музыкальных инструментов. Дедушка заливисто играл на гармони, на ней же музицировал и дядя, а мама любила брать в руки балалайку. А как моя мама пела частушки!!! В ее коллекции было 300 частушек, и я не помню, чтобы хоть одна из них повторилась. Некоторые из них она записывала, некоторые сочиняла сама. Бывало, частушки рождались на лету, смелые, лихие, скорые… Одним словом, меня было кому учить музыке, я вырос в семье фольклора и праздника, где от каждого звука музыки расправляет крылья душа.

Кстати, первый инструмент – баян – мальчику Коле купили, когда ему исполнилось 9 лет. Стоил он по тем временем очень недешево – почти 50 рублей и, по словам Николая Константиновича, мама очень переживала, что сын не осилит инструмент, и деньги будут выброшены на ветер. Но в тот же день мальчишка стал разучивать «Уральскую рябинушку», и как вспоминает уже состоявшийся музыкант Николай Смирнов, глаза мамы были полны слез счастья.

Учитель и его ученики

Дружба Николая Константиновича с музыкой продолжилась в Кирилловском культ­
просветучилище. Получив диплом руководителя оркестра народных инструментов, герой материала по распределению попал в Грязовец. Поработав баянистом в сельских клубах, решил переехать в Вологодский район, где возглавил Кувшиновский Дом культуры. А когда вышел на пенсию, полностью погрузился в судьбу родного оркестра.

Большое внимание он уделяет аранжировке классических произведений, придавая им новое звучание.

– На аранжировку одного произведения может уйти от двух недель до двух месяцев, – говорит Николай Констан­тинович, показывая партитуры – результат многочасового кропотливого труда. Свой подход у него имеется к преподаванию, так, например, он считает, что прежде, чем научиться играть на гитаре, необходимо освоить балалайку, чтобы окрепла рука. Среди многочисленных учеников музыканта и его сын Николай Николаевич, который играет в оркестре с пяти лет.

– Я душой радуюсь за своих учеников, когда у них получа­ется. Вижу, какие они трудолюбивые и требовательные к себе. Не боятся задавать вопросы, если что­то не понимают, любят экспериментировать и удивлять, – улыбается Николай Константинович.

В этот момент в класс за­шли его ученики: горящие глаза, румяные щеки, звонкие голоса. Преподаватель улыбнулся…

– Ну что, с грузинской му­зыкой знакомиться будем? – спросил он.

И по классу разлилась мелодия грузинского композитора Вано Мурадели «Легендарный Севастополь»…

Cправка:

Оркестр русских народных инструмен­тов существует с 1984 года.

Сегодня он насчитывает 24 музыканта. Выступления творческого коллектива можно услышать на народных праздниках и музыкальных мероприятиях, которые проходят в Вологде и Вологодском районе.

Девиз музыкантов: «Держать слово!»

В коллективе особое внимание уделяется дисциплине, потому что только присутствие всех музыкантов на репетициях сможет обеспечить высокий результат
в творчестве и искусстве.