ВОЛШЕБНАЯ ВОЛШНИЦА

Известный вологодский краевед и постоянный автор «Маяка» Александр Кузнецов на этот раз рассказывает о происхождении названий некоторых деревень Вологодского района.

В конце ХХ века на территории Вологодского района насчитывалось более 1100 деревень. Конечно, к настоящему времени их число сократилось; многие деревни были заброшены, однако их названия никуда не делись: они остались на географических картах, на страницах документов и в памяти людей. Большая часть деревенских названий по происхождению связана с именами и прозвищами крестьян­-первопоселенцев. Например, Щетниково – от прозвища Щетник (тот, кто делает на продажу щетины), Скрябино – от прозвища Скряба (кто постоянно чешется), Корюкино – от прозвища Корюка (согнутый изза болезни спины человек)… Многие названия деревень повторяют имена рек, речек и озёр, на берегах которых они были построены – Поченьга, Вотча, Синдошь, Пудюга, Каргач… Немало названий было связано с церковными погостами, стоявшими в той или иной деревне: Борис-Глеб, Горка-Покровская, Скресенское (из более ранней формы Воскресенское), Троица, Покров… Но есть несколько названий деревень в Вологодском районе, которые имеют необычное происхождение. Сегодня именно на них мы и остановимся подробнее.

Оночесть – это старинный погост в бывшем Кипеловском сельсовете. В старинных документах название этой деревни писалось и как Аночисть, и как Оночисть. Вторая часть топонима явно связана с земледельческим термином «чисть» в значении «расчищенная в лесу подсека, новая пашня», а первая, по мнению доктора филологических наук Ю. И. Чайкиной из Вологды, происходит от указательного местоимения «óна» в значении «та, другая». Значит, в целом Оночесть – это «другая пашня». Крестьяне пришли сюда, на новое место, на высокий холм в верховьях реки Масляной, из какой­то другой, более старой деревни.

Волшницы стоят на полдороге из Новленского на Вотчу, на берегу небольшой речки Поеньги. Название деревни посвоему уникальное, ничего похожего больше на Русском Севере не встречается! Происхождение его связано с древнерусским словом «волшница» в значении «место, где совершается предсказание жрецомпрорицателем, волхвом». Видимо, в древности здесь, на берегу речки, происходили какие­то языческие обряды. С приходом православия в Кубеноозерье всё это было забыто, на месте капища поселились обычные крестьяне, но название оказалось «крепче камня» и сохранилось аж до наших дней…

Мольбища – ещё один деревенский топоним, связанный с религиозными верованиями наших предков. Деревня эта расположена на берегу реки Вологды, чуть пониже Молочного. «Мольбищем» во времена Древней Руси именовали место, где люди собирались на общую молитву. Это не обязательно могла быть церковь. Верующие вместе молились на берегу реки, в сосновом бору или около святого ключа. Такие общие молитвы посвящались каким­то важным для всех событиям. Правда, в архивных документах есть свидетельство, что деревня Мольбища принадлежала духовенству, а её крестьяне были зависимыми людьми. Может быть, именно это обстоятельство и дало имя деревне.

Вепри – деревня, ещё не так давно бывшая центром отдельного Вепревского сельсовета. Слово «вепрь» означало прежде «дикий кабан», а суффикс и в топонимии применяется для обозначения множественности. Следовательно, Вепри – это место в лесу, где водятся кабаны. Позднее крестьяне распахали среди чащи пашню и создали новую деревню, оставив для неё старое название леса. Интересно, что в Вологодском районе есть и деревня с похожим названием Вепрево (близ Семёнкова), происхождение которого уже совсем иное. В основе этого топонима лежит прозвище человека Вепрь с возможным значением «злой, агрессивный мужчина».

Деревня Песье (в бывшем Прилукском сельсовете) получила своё название не от псов (собак), а от древнерусского слова «песь» в значении «песок». Песье – значит «Песчаное». На нашем Севере такие места привлекали крестьян рыхлой, или лёгкой для обработки, почвой. Одна из деревень близ села Кубенского тоже называлась Лёгкое.

В заключение расскажем о происхождении двух топонимов – Чертищево Большое и Малое – близ Погорелова. Около этих деревень был почитаемый камень. Краевед А. Попов в небольшой заметке в газете «Красный Север» в 1965 году сообщал, что на поверхности этого камня хорошо видны изображения руки (или ноги?) и знака в виде ножниц. В народе говорили: «Камень на реке Лапач есть, на нём чёрт след оставил – к Большому Чертищеву ступня направлена, к Малому – пальцы».

К сожалению, поиски почитаемого камня у деревни Малое Чертищево в настоящее время ни к чему не привели. Валун исчез. Однако топоним Чертищево отсылает нас именно к бывшему здесь «чёртову камню». Если отпечатки рук и стоп довольно часто встречаются на подобных объектах народного культа, то символика ножниц неоднозначна. У разных народов ножницы – это амбивалентный символ жизни и смерти, так как одновременно означает союз (две части) и разрыв (нити жизни). Кроме того, в сказочных сюжетах упоминается отрезание ножницами волос у чёрта для того, чтобы после этого стать богатым…

Интересных названий деревень ещё немало. Надеюсь, мы ещё вернёмся к этой теме на страницах газеты.

Александр КУЗНЕЦОВ

Рисунок автора.