ЛЕКАРСТВО ОТ ПУСТОТЫ

В конце октября, в юбилейные дни великого русского писателя Василия Белова, в Вологде прошли IV Всероссийские Беловские чтения. И уже второй год подряд в рамках чтений проводился семинар для молодых писателей. Своими впечатлениями о семинаре делится член жюри, один из руководителей семинара прозаик Наталья Мелёхина.

Пользуясь случаем, от души поздравляем Наталью Михайловну с присуждением ей премии имени Дмитрия Балашова за книгу «Александр Панкратов».

После Беловских чтений я спросила у своего коллеги Алексея Шорохова (прозаик и поэт, секретарь Правления Союза писателей России), какое мероприятие он считает самым главным из всей программы. Алексей ответил: «Я думаю, семинар для молодых авторов – это самое важное на чтениях! Без наших «семинаристов» будущее – это червячки во весь рост и завитушки вокруг пустоты». И Алексей стократно прав.

Можно сколько угодно читать друг другу умные научные статьи о творчестве Василия Ивановича Белова, устраивать лекции и встречи с именитыми писателями, проводить круглые столы, чтобы обсуждать на них, как сохранить деревню, но все это «завитушки вокруг пустоты», если не работать с молодежью. Ведь именно она наследует и все трудные вопросы, заданные Василием Ивановичем в его произведениях, и все проблемы как современной деревни, так и современной литературы, это ей продолжать беловские традиции, и если мы уже сейчас не будем привлекать молодых к участию в чтениях, то завтра это делать будет уже поздно. В 2016 году семинар молодых авторов на Беловских чтениях был своеобразным экспериментом. Мы, члены жюри, испытывали естественное и понятное волнение, как и все, кто начинает новое дело. Понравится ли? Приживется ли? Будет ли семинар востребован?

В 2017­м все было уже иначе. Дело в том, что семинар молодых авторов в 2016­м изменил саму атмосферу чтений, ведь там, куда приходит юность, становится интереснее жить, все усилия взрослых организаторов приобретают смысл, и «червячки во весь рост» исчезают. Уже год назад по отзывам самих молодых авторов было ясно, что им такая учеба, общение с коллегами просто необходимы, и было ясно, что надо увеличивать возрастной ценз до 35 лет. И в 2017­м наши «семинаристы» говорили то же самое. Вот, к примеру, поэтесса Оксана Шпилько из Никольска сказала, что это было очень полезное мероприятие, что оно станет для нее толчком к развитию. Она поняла, что лично ей полезно больше читать авторов­современников, что нужно работать над языком и авторским стилем.

Семинар открыл и ряд насущных проблем, над которыми стоит задуматься. Например, меня встревожило, что на вопрос «кто ваш любимый автор?», «семинаристы» часто называли фамилии зарубежных прозаиков и поэтов, в том числе и тех, кто на слуху, лишь благодаря маркетинговым кампаниям крупных издательств. И ни один из старшей группы авторов не назвал, к примеру, Александра Пушкина, Федора Тютчева, Льва Толстого… На мой взгляд, это следствие недостатков в нашей системе образования. Часы на изучение литературы неуклонно сокращаются, ее преподают всё более формально, да и сама система ЕГЭ не предполагает живой эмоциональной оценки того или иного произведения, а ведь без нее изучение всякого искусства не имеет никакого смысла. Как­то раз я сама ответила на вопросы ЕГЭ по литературе, и поняла, что этот экзамен – всего лишь банальная сухая викторина на знание фактов, цифр, терминов, однако беда в том, что ни факты, ни цифры, ни термины не делают литературу – литературой. Сказывается и тот факт, что за последние два десятилетия выросло не одно поколение россиян, почти не писавших школьных сочинений. И вот результат этого всего мы увидели на нашем семинаре: порой, возникало ощущение, что у «семинаристов» есть барьер между мыслью и воплощением ее в слове, причем, просто от банального недостатка тренировки, опыта. Этот недостаток легко изживался в школе советского образца на уроках развития речи. Ну а в нынешней образовательной системе ребята редко пользуются развернутыми устными и письменными ответами, им достаточно поставить галочку в тесте, и вот результат: уже у взрослых юношей и девушек, у молодых мужчин и женщин возникают языковые барьеры! А ведь это носители языка, русский для них родной! Это же настоящий парадокс, и парадокс горький, жуткий! Кроме того, очень жаль, что из­за отсутствия единого литературного пространства, из­за дефицита толстых журналов молодые авторы зачастую не знают своих коллег­ровесников, уже добившихся определенных успехов в творчестве, не имеют возможности следить за литературным процессом в целом. И на этом фоне особенно отрадно, что для участников семинара организовали поездку в Литинститут им. Горького. Такие экскурсии открывают новые горизонты, заставляют иначе взглянуть на себя и свое творчество, дают неоценимый стимул познавать мир литературы.

При этом наши начинающие прозаики и поэты бесконечно порадовали меня своим стремлением совершенствоваться. На семинар они пришли учиться, и они учились! Причем охотно и весело. На мероприятии сразу же установилась доброжелательная, проникнутая легким юмором обстановка. А после чтений ребята делились между собой фотографиями, впечатлениями, финалистка Мария Багирова даже сделала стенограмму семинара. Понравилось и то, что начинающим прозаикам и поэтам дали возможность увидеть свои произведения напечатанными в сборнике «Второй литературный семинар молодых авторов». Первая публикация, пусть даже небольшая, для дебютанта, чисто психологически, невероятно важна. Пока ты пишешь «для себя», «в стол», «для друзей», ты еще вроде бы как и не настоящий автор, вроде бы как это «развлечение», поэтому можно быть к себе не столь требовательным, снисходительным. Но все меняется, как только твой текст попадает к читателям, это уже иной, более высокий, уровень требований. Пусть начинающие авторы благодаря дебюту в сборнике, впервые почувствуют не только радость от публикации, но и свою ответственность перед читающей аудиторией.

И совершенно ясно, что и в 2018 году семинар молодых авторов просто необходим, чтобы не было «завитушек вокруг пустоты», чтобы эту самую пустоту заполнили и поглотили юность и жизнь.

Наталья МЕЛЁХИНА.